71-й Каннский кинофестиваль: 17 мая

Каннский фестиваль вышел на финишную прямую. Мы научились оперативно бегать за водой между сеансами, знаем десять и один способ быстро выпить кофе, а также выучили все хорошие кебабные на районе.

Кино тоже продолжаем смотреть, впрочем.


Dogman / Догмэн
реж. Маттео Гарроне, в ролях: Марчелло Фонте, Эдоардо Пеше, Нундзиа Скьяно, Адамо Дионизи

После пышно декорированных «Страшных сказок» Гарроне возвращается на поле ободранного до костей реализма, который когда-то принес ему гран-при фестиваля («Гоморра» в 2008-м). Новый фильм рассказывает о добродушном собачнике, который никого не трогает, починяет примус и ухаживает за песиками в маленьком итальянском городке. Все бы ничего, но местное население терроризирует его как-бы-друг, бывший боксер с конституцией и разумом платяного шкафа. Догмэн покорно выносит все его подзатыльники (мягко назовем это так), таскает ему кокаин и даже помогает ограбить чью-то квартиру. Боксер, соответственно, со временем все больше охреневает и превращает жизнь собачника в Ад, лишая репутации и друзей. Чем все это закончится, догадаться нетрудно.

Фильм сделан в разы менее ловко, чем предыдущие вылазки Гарроне на территорию страха и ненависти в Италии: спартанская режиссура сменилась лобовой, то есть Маттео зачем-то начал на зрителя время от времени покрикивать. Но мастерство не пропьешь, пресловутый реализм тут небывалого качества, и сама история «маленький человек терпит-терпит-терпит, а потом рраааз», чего уж там, местами пробирает. Что ценно, Гарроне наглядно показывает, что когда грубое зло свергается столь же грубым методом, никто обычно не знает, что делать дальше.


Capharnaüm / Капернаум
реж. Надин Лабаки, в ролях: Зейн аль Раффеа

Рубрика «Вы увидите это на "Оскаре"». Пока мы все тут робко ставим на Рорвахер и азиатов, пришла Надин Лабаки и сказала: эй, подвиньтесь, «Ветку» не видно. В «Капернауме» маленький ливанский мальчик по имени Зейн живет в бедной многодетной семье без документов, элементарных удобств и надежды на светлое будущее. Его сестру собираются в одиннадцать лет выдать замуж за какого-то лощеного мудилу, от родителей пацан получает только удары и упреки, в общем, кромешный мрак. После того, как сестренку увозят, мальчик сбегает из дома. В поисках еды и ночлега он знакомится с темнокожей матерью-одиночкой, начинает с ней дружить и обретает что-то вроде семьи, однако потом женщина исчезает, и все снова идет под откос.

Главное достоинство картины — 12-летний исполнитель главной роли Зейн аль Раффеа. Его герой прописан и сыгран очень мощно: в силу обстоятельств он ведет себя как взрослый, умеет за себя постоять, но, разумеется, все равно остается ребенком, которому нужны забота и тепло. Ударные моменты — Зейн смотрит соседский телевизор через зеркало в оконном проеме, переозвучивая персонажей мультфильмов шутками про мамку, Зейн сооружает транспорт из тазиков, Зейн превращается в Уолтера Уайта. Ко всему остальному в фильме, увы, есть вопросы. Первую половину картины Лабак работает очень жестко, отсекая любые намеки на эмоциональную манипуляцию, но в конце сдается и выдает невыносимо громоздкий Оскар-финал, где все плачут, читают монологи-проповеди и возводят очи к небу. У фильма предсказуемо тут же сложился фан-клуб из восторженных критиков, а Sony Pictures Classic уже купила картину и собирается выпускать ее к наградному сезону.


Ласковое безразличие мира
реж. Адильхан Ержанов, в ролях: Динара Бактыбаева, Куандык Дюсембаев, Султан Абзалов, Тулемис Алишев

Путешествуем по волнам казахского кино. Посмотрели «Ласковое безразличие мира» Адлихана Ержанова, у него в этом году на ММКФ был фильм «Ночной Бог». Несмотря на то, что это его шестая полнометражная работа, выглядит все, как диплом выпускника ВГИКа, не самого безнадежного, впрочем.

По сюжету глава простой казахской семьи совершает суицид и оставляет жену и детей по уши в долгах. Единственный вариант спасения — отправить старшую дочь к влиятельному дяде за помощью, что недвусмысленно предполагает излишне тесное общение с его богатыми друзьями. Девушка с дивным именем Салтаней (Динара Бактыбаева, очень классная) — умница, красавица, тонкая натура, любит Камю (см. название фильма) и рисовать. Она отправляется в город, и за ней увязывается деревенский валенок, безнадежно в нее влюбленный. В процессе выясняется, что валенок Камю тоже читал, и вообще не так прост, как кажется.

У ленты как бы два пласта — суровый реализм и поэзия символов, которые тут везде (каждое значимое действие героев иллюстрируется подходящими картинами, например). Шекспира золотых полей, честно говоря, хочется отсюда выкинуть: без всех этих завитушек получилось бы более собранное, честное и жесткое кино. Вторая проблема — слишком схематичный сюжет, который здесь только для того, чтобы было чем обставить моральные дилеммы героев. Из хорошего — очень крутые актеры, особенно мужская роль (Куандык Дюсембаев), в некоторых сценах драк он прям как крошка-Китано. Пожелаем же этим ребятам творческих успехов.


Наши каннские корреспонденты Мария Ремига, Алихан Исрапилов и Катя Карслиди каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.