74-й Каннский кинофестиваль: выпуск 2
День 3.
Третий день подряд солнце пытается превратить нас в радиоактивный пепел — даже странно, как мы в предыдущие годы ругались на майские дожди. Хорошо, что мы живем близко к фестивальной зоне, буквально 5 минут пешком (10, если идти через буланжери). И если в эти дни нас что-то нокаутирует, то это будет не беспощадное солнце, а фильм «Титан» Джулии Дюкорно. Раньше путь до Дворца занимал минимум 25 минут, еще раньше — около часа. Условия, как вы понимаете, королевские, да и квартира на четверых обошлась всего в 100 тысяч (вышло даже дешевле, чем в Сочи).
Время на фестивале ценится так же сильно, как в одноименном фильме с Тимберлейком: две лишние минуты иногда могут спасти твое расписание, ведь если опоздать на один фильм, весь график нужно перестраивать заново. Мы уже привыкли вставать в 7 утра каждый день и заваливаться в кровать после полуночи, выспаться решили в самолете и на фильме Деплешена (шутка, никто не пойдет на Деплешена, даже чтобы поспать), сейчас вставляем спички в глаза, идем плевать в трубку, а потом — врассыпную на забронированные сеансы.
Первым просмотренным в этот день фильмом стал Down with the King режиссера Диего Онгаро, главную роль в котором исполнил рэпер Фредди Гиббс. Показывали его в одном из самых дальних кинотеатров, до которого топать 30 минут. С Днем солнечного удара, Маша!
Итак, сюжет крутится вокруг хип-хоп исполнителя Money Merc, который приезжает в Массачусетс для записи своего нового альбома. В поисках вдохновения он знакомится с соседом и познает все прелести фермерства.
Это очень смешной, по-своему добрый и хорошо поставленный фильм. Даже те, кто не любят рэп, найдут здесь что-то свое: посмеются над соседом, который на глазах у изумленного героя решает что-то зачитать ему, улыбнутся над рассказом мамы героя, долго объяснявшей по телефону, как важен «рабочий треугольник» на кухне, и/или насладятся живописными пейзажами.
Забавно, что работая над картиной, Гиббс вдохновлялся своим любимым актером Сэмюэлем Л. Джексоном и в разных ситуациях представлял его на своем месте.
Фото / Twitter
У меня есть одно золотое правило,которого я придерживаюсь уже много лет — если Андреа Арнольд снимает фильм, я даже не спрашиваю что там, просто иду смотрю. И вот, моя любимая режиссерка делает картину про корову. В прямом смысле, про настоящую корову, которая живет на ферме. Арнольд с полпинка погружает зрителей фестиваля в более интенсивные эмоциональные переживания, чем любая надрывная драма.
Непонятно, относить фильм к художественному или документальному: снят он в документальном формате, но воспринимается совсем в ином ключе, как минимум потому, что мы проецируем свои (человеческие) эмоции на корову Луну.
Сюжет прост, как мычание — обычная ферма где-то в маленьком городке Англии, мы наблюдаем за жизнью Луны, отличаем ее от всех по пятнышку в виде сердечка под глазом, потом уже даже распознаем по поведению и по взгляду. Она живет в тесном загоне, ходит на процедуры (доение, маникюр) и рожает телят, с которыми ее немедленно разъединяют. Иногда выходит на плановые прогулки, глаза ее сразу же наполняются радостью. Наблюдать за этим почему-то не скучно, хотя понимаю, что звучит так себе.
И вот мы уже сроднились с Луной, чуть ли не сами стали коровками, в мыслях составляется осторожный план по отказу от говядины и переходу на миндальное молоко, потому что неизбежный конец этой истории грозным облаком висит над последней нервной клеткой.
Сразу отмечу, никто вас веганами делать не собирался, «Корова» — не активистский, он больше про восприятие, проживание и вот это все. Чудо кроется в том, что история жизни обыкновенной коровы с мычанием вместо диалогов может быть не менее захватывающей и интересной, чем любая социальная человеческая драма.
Фото / Hollywood Reporter
В конкурсе без социальных драм никуда, чаще всего они просто высасывают твои последние силы, но иногда попадаются и вполне себе приятные экземпляры.
Когда я (Катя) выходила с сеанса «Лингви» (Lingui Махамата Салеха Харуна), подумала сразу, что вот и претендент на ветку (либо женская роль, либо приз жюри).
Это история мусульманской семьи: мать-одиночка, изгой общества, и ее 15-летняя дочь живут небогато, но душа в душу. Идиллия начинает трещать по швам, когда дочь сообщает маме, что беременна и рожать не собирается. В маленькой мусульманской стране это, конечно, вопиющий случай, грозящий тюремным сроком и позором на оба ваших дома, но девушка настроена решительно. И вот из этой точки начинается не самый легкий путь к fetus deletus.
Моя уставшая от социальных драм душа особо откровений не ждала, но кино получилось правда очень хорошее, даже на слезу пробило, но не от жалости к героине (эмоциональный шантаж мы сразу отбрасываем). Тут женщинам приходится объединяться, преодолевая разногласия и обиды, чтобы выжить в консервативном и патриархальном мире, чьи законы работают против них. Будь то аборт или женское обрезание (которое до сих пор делают маленьким девочкам, и не где-то там далеко, а даже у нас в стране, в 2021-м, мать его, году), на помощь женщинам могут прийти только женщины. Тут история именно об этом, и несмотря на невзрачную обертку, оно дарит чувство единения, поддержки, какой-то сестринской теплоты.
И вот выходишь из зала, все разводят руками и говорят: «Скукотища». Я стараюсь не реветь при людях и надеюсь, что награду «Лингви» все-таки получит. И если вдруг это случится, предвижу комментарии «это за повестку». Говорю вам свое честное мнение, которое может не совпадать с другими (и это нормально, вообще никого не буду переубеждать или с кем-то спорить), не «за повестку», а за тонну любви и за надежду, что даже в самых невыносимых условиях нас может ждать хэппи-энд — просто благодаря тому, что в этом оголтелом и негостеприимном мире есть люди, готовые подставить тебе плечо.
Фото / Variety
Вечером наш пыл от послеобеденного солнца охладил южнокорейский режиссер Когонада, снявший в 2016 году трогательный фильм «Колумбус». Его новая картина, «После Янга» — история будущего, где роботы стали присматривать за человеческими семьями. В центре событий — маленькая девочка, переживающая, что программное обеспечение ее брата-робота по имени Янг сломалось. Ее отец (Колин Фаррелл) пытается починить Янга, но в череде попыток понять, как это сделать, он находит нечто более ценное и важное — воспоминания.
Уже второй фильм режиссера оставляет после просмотра очень теплое и какое-то родное чувство. История неторопливая, больше созерцательная, но такая глубокая, что хочется в нее зарыться, как в теплое одеяло, и полностью раствориться в свете, в танце листьев от чая и воспоминаниях твоих любимых людей.
В череде остросоциальных и политических фильмов «После Янга» стал отдушиной, как дождик после жары, за что ему огромное синемаголиковское спасибо.
Фото / Hollywood Reporter
Обо всех хороших фильмах я (Катя) узнаю из историй Маши Кордюковой, поскольку за все шесть лет поездок на фестиваль я не приняла ни одного правильного решения. Как вы понимаете, в день у нас может быть по десять сеансов (не только конкурсные ленты, но и параллельные программы — «Особый взгляд», «Двухнедельник режиссеров», «Неделя критики» и тд). Из них можно выбрать максимум четыре, и то от перенасыщения информацией и нехватки сна половину картин можно легко проспать.
Вчера мы с грустью думали о том, что еще не видели ни одного «разрывного» фильма, как те же «Паразиты» в 2019-м, после просмотра которых мы всей редакцией сошлись на выводе «ну, это „Ветка“». И стоило отменить билет на ночной сеанс Йоакима Триера, как сразу же посыпались хвалебные отзывы. Поэтому, если вы едете на кинофестиваль, спросите меня, на что пойти, и идите на другой фильм.
Пока Катя заливалась слезами на фильме про корову, я пошла на «Худший человек на свете» и не прогадала: похоже, Йоаким Триер снял свои «500 дней лета». Фильм разбит на 12 глав, каждая из которых посвящена событию из жизни главной героини, Джули. Девушка, находясь в продолжительных и крепких отношениях, внезапно влюбляется в парня, которого случайно встретила на вечеринке.
В фильме, умело балансирующем на грани комедии и драмы, есть практически все, с чем сталкивается каждый человек: грядущее тридцатилетие, дефицит внимания и неуверенность в себе. «Худший человек на свете» — это задушевный разговор режиссера и зрителя, обаятельная история взросления героини, события из жизни которой одновременно и ранят, и вселяют надежду.
Фото / p3.no