74-й Каннский кинофестиваль: выпуск 1

День 1.

После отмены фестиваля в прошлом году и в эпоху пандемии нам чудом удалось добраться до Канн: мы не спали несколько недель, переводили письма посольства Франции, измором брали каннский пресс-центр, меняли билеты на разные даты, так как до последнего было непонятно, как же все-таки добраться до Евросоюза. Последним гвоздем в крышку нашей банковской карточки было добавление России в «красную зону», а значит шансы попасть на фестиваль стремительно уменьшались, так как по приезде — обязательный 10-дневный карантин плюс необходимо было получить письмо от консульства Франции с разешением на въезд. Как итог: из нашего клана синемаголиков доехали полтора землекопа.

Отсидев положенный карантин, мы ринулись на смотр. Канны сделали все, чтобы позаботиться о здоровье журналистов: наряду с просмотрами фильмов обязательный ПЦР-тест каждые 48 часов, его нужно забронировать на сайте и прийти в указанное время в главный дворец фестиваля. Вход также осуществляется исключительно по тесту, ну и, конечно, обязательное ношение масок.


Фото / DM от Егора Москвитина в первый день Каннского кинофестиваля

Проделав всю необходимую работу для успешного прохождения в кинотеатры, мы с нетерпением ждали открытия фестиваля, ведь главным фильмом стал мюзикл «Аннетт» французского режиссера Леоса Каракса с Адамом Драйвером и Марион Котийяр в главных ролях.

Аннетт / Annette
реж. Леос Каракс, в ролях: Адам Драйвер, Марион Котийяр, Саймон Хелберг

Фильм выдался неоднозначным, поэтому мнения в нашей редакции разделились:

За

От сотрудничества французского режиссера Леоса Каракса и группы The Sparks можно было ожидать чего угодно, но сюрреалистический мюзикл о дисфункциональной семье «Аннетт», кажется, смог удивить даже видавшего виды зрителя. Каракс, как настоящий художник, выбравший своим холстом большой экран, стирает границы рамок воображения: то ли фильм, то ли опера, то ли видение.

История Генри и Анны — это то, что могло бы стать с героями «Ла-ла Ленда», если бы они остались вместе. Сольные музыкальные номера героев говорят об их личности понятнее любых слов, тут музыка становится связывающим компонентом всего действия, унося куда-то далеко в бессознательное и обратно.
Главная героиня, девочка Аннетт, выглядит куклой в глазах Генри, как и для любого отца не осознавшего себя родителем, она оживает слишком поздно (для него, естественно).

Катя Карслиди

Против

«Аннетт» — крайне странный фильм, когда первая его половина очень бодрая, крутая, драйвовая как Адам, а вторую половину лучше забыть как страшный сон: The Sparks, видимо, офигели от количества музыкальных номеров и начали откровенно халтурить, накладывая диалоги и просто повторяющиеся слова на музыку. Много ненужных актов, которые затягивают и без того длинное повествование, невероятно кринжовый ребенок – плод любви героев, как (по моему мнению) и должна была выглядеть их любовь: неживая, пугающая, да в общем, никакая.

Что до актеров, то Драйвер блистает во всей красе, раскрывая новые грани своего актерского таланта, а вот Марион остается в тени и, откровенно говоря, даже подбешивает в некоторых местах. Отдельно хочу отменить Саймона Хелберга (который известен ролью Говарда в «Теории Большого взрыва») – прекрасный персонаж.

По итогу мы получили весьма неровный мюзикл, где песни были совсем необязательны, а драйвовость актеров, смешавшись с пессимистичной историей героев, привела к коктейлю всевозможных чувств от просмотра, но, возможно, так оно и задумывалось.

Мария Кордюкова


Фото / Twitter


День 2.

Раньше чтобы попасть на фильм, нужно было отстоять очередь, иногда это ожидание доходило до четырех часов, так как пропускали согласно рейтингу бейджа: «белые» и «розовые» проходили первыми, за ними следовали «синие», за «синими» «желтые», а посколько мы практически всегда были «желтыми», то сами понимаете, сколько часов нам приходилось ждать. В этом году случился переворот (возможно, руководство догадалось, что в 30-градусную жару мало кто сможет выстоять очередь) и ввели новое правило: чтобы попасть на фильм тебе нужно забронировать билет на сайте, затем на почту отправляют пригласительные и ты по ним спокойно проходишь. Есть, конечно, оговорки: отменить билет за полчаса до сеанса ты не можешь, так как пару «отмененок» – и твой аккаунт на сайте забанен. Такие вот правила.


Фото / The Wrap

В общем, на второй день фестиваля нам посчастливилось увидеть следующие фильмы:

Вэл / VAL
реж. Тинг Кэ, Лео Скотт, в ролях: Вэл Килмер, Джек Килмер и др.

«Вэл» – великолепный документальный фильм, собранный из архивных видео коллекции самого Килмера. После того, как актеру диагностировали рак горла, он практически потерял голос и сейчас может говорить только через трубку. Ему пришлось отменить успешное шоу «Твен», в котором он выступал в образе известного писателя, отдушиной стал фильм о самом себе, который он сделал в соавторстве с режиссерами Лео Скоттом и Тинг Пу. Закадровый голос принадлежит сыну Вэла Джеку, он и приехал представлять ленту вместо отца.

В фильме «Вэл» актер проводит ревизию собственного творчества, рассказывая о страсти к актерскому мастерству, переживает громкие неудачи (в этих моментах наглядно показано, как, вроде бы, обреченный на успех проект может с треском провалиться), знакомит с семьей. Падение в бездну вселенной Килмера настолько захватывающе и приятное, что выбираться оттуда не захочется, а руки сами будут гуглить где посмотреть «Топ Ган» и «Бэтмена».

Вот так можно было прожить всю жизнь и не узнать, насколько Вэл Килмер крутой парень, сколько всего мы не смогли разглядеть в нем раньше. И даже сейчас, после операции, на 61-м году жизни он все такой же взбалмошный artsy guy, ищущий ответ на самый главный вопрос. «Зачем мы здесь?» – «Потому что вы заплатили 70 баксов».


Фото / Hollywood Reporter


Всё прошло хорошо / Tout s'est bien passé
реж. Франсуа Озон, в ролях: Софи Марсо, Шарлотта Рэмплинг, Ханна Шигулла и др.

Франсуа наш Озон — человек непредсказуемый, никогда не знаешь чего от него ждать: то фильм о летающем ребенке, то военная драма, то секс-триллер про психолога. В этом году он приехал с ироничной драмой про эвтаназию, тот самый случай, когда и смешно, и грустно (но больше смешно). Мы наблюдаем за отношениями семьи – двух сестер и старого отца, только что перенесшего инсульт. Девушки не привыкли перечить папе и столкнулись с дилеммой: после инсульта жизнь его стала совсем невыносимой и он решил, что пора умирать. Роль легального ассасина отец отвел старшей дочери, та опешила и началась настоящая трагикомедия.

Параллельный же сюжет начал развиваться во время сеанса в зрительном зале. Если в былые времена журналисты как по таймеру кашляли на сеансе чуть ли не цепной реакцией, и это было вполне нормально, то сейчас любой чих считается национальной угрозой. Я (Катя) так и не узнала, чем закончился фильм, потому что за 20 минут до финала на меня накатил приступ кашля, который было просто невозможно унять (если что не переживайте, мы сдаем ПЦР почти каждый день, это был не COVID а пересохшее горло). Сдерживая порывы всеми мыслимыми и немыслимыми силами я буквально перекатилась через колени людей в своем ряду и выбежала в холл судорожно кашляя в маску. Чем фильм закончился я узнаю вместе с вами 23 сентября, ведь A-One Films традиционно привезут новый фильм Озона в Россию.


Фото / boulevardbulgaria


Джейн глазами Шарлотт / Jane par Charlotte
реж. Шарлотта Генсбур, в ролях: Джейн Биркин, Шарлотта Генсбур

«Джейн глазами Шарлотт» – это неторопливый фильм-диалог, где Шарлотта на протяжение полутора часов беседует с матерью, Джейн Биркин, вспоминает события минувших дней и думает о будущем. Не зная контекста сложно понять, что за Кейт, как она погибла, чем болеет мать и прочие вещи. Понятное дело, что Генсбур сделала этот фильм, потому что она очень любит Джейн, но, честно говоря, я (Маша) засыпыла на нем примерно сто тысяч раз.


Фото / pitchfork


The Velvet Underground
реж. Тодд Хейнс, в ролях: Лу Рид, Джон Кейл, Морин Такер, Стерлинг Моррисон

Раньше, чтобы попасть на красную дорожку в «Люмьер», нужно было продать свою душу и еще накинуть мелочи сверху, но сейчас пригласительные раздают по реквестам в приложении, так что всякий просящий получает, ищущий находит, а стучащему отворяют. Так мне на голову упал билет на «The Velvet Underground» – фанатское бинго для человека, обожающего музыку группы и режиссера Тодда Хэйнса.

Премьера поздняя, среди приехавших не особо популярная (фильм скоро выйдет на Apple TV, так что можно не тратить драгоценное время), мне же больше достанется. Даже новые босоножки (в кроссовках на сеансы для богатых пускают только Спайка Ли) превратившие ноги в соус болоньезе не омрачили вечер. После того, как Venus in furs триумфально загремела на весь «Люмьер», наступил моент чистейшей эйфории, if you know you know. The Velvet Underground группа многогранная, историй с ними связанными хватит на десятитомник, поэтому было интересно, какую тему для исследования выберет Хэйнс. Режиссер, скажем так, википедийным подходом не славится, его фильмы «Меня там нет» и «Бархатная золотая жила» перевернули с ног на голову правила байопиков, поэтому особо интересно было, как он подойдет к жанру документалистики.

Тодд возьми да построй машину времени: члены группы по очереди сверлят зрителя взглядом с архивных портретных видеосъемок Уорхола, все это перемежается с рекламой и телевизионными шоу середины 60-х, которые передают консервативный дух тех годов. Говорить мы будем о переменах в обществе, о молодых и дерзких культурных революционерах, о том как группа нашла свой уникальный звук и как они сами нашли друг друга. Еще немного времени отведено диалогам о Лу Риде, о его сложном характере, депрессии и о том, как он стал настоящей иконой поколения. Если вдруг вы тоже тонете в безусловной любви к музыке The Velvet Underground, фильм сделает вас еще ближе, если еще нет, то где же вы были раньше? Скорее присоединяйтесь!


Фото / Film.ru