Born after reading
The New York Review of Books: A 50 Year Argument / Спор длиною в полвека
Режиссеры: Мартин Скорсезе, Дэвид Тедески
В ролях: Тимоти Гартон-Эш, Ноам Хомский, Майкл Шейбон
Жанр: Документальное кино
Закадровый голос взволнованно проговаривает: «Память возникает не только из непосредственного опыта, но и из взаимодействия наших сознаний». Следом в одно полотно склеиваются десятки лиц и событий: вот Сьюзан Сонтаг откидывает прядь волос со лба, вот Роберт Сильверс и Барбара Эпштейн увлеченно что-то обсуждают, вот Владимир Набоков спорит с Эдмундом Уилсоном о русском переводе, а вот Норман Мейлер огребает за неосторожные высказывания о женщинах (хотел пошутить, но вышло как всегда). Все это — новый документальный фильм Мартина Скорсезе о ведущем интеллектуальном журнале Америки The New York Review of Books.
Вот уже в который раз Марти доказывает, что документальное кино может развлекать не хуже художественного и неважно, о ком или чем ты рассказываешь: о Бобе Дилане, американском кино или о том, как горстка чудесных, совершенно сумасшедших энтузиастов делает один из лучших журналов в мире. Неважно о чем, важно, как: точно выбранная интонация, темп, а главное — настоящая увлеченность объектом рассказа превращает сухой документ эпохи в насыщенное действо, от которого трудно отвести взгляд. Скорсезе не пытается поймать зрителя за руку и насильно усадить в кресло, он просто рассказывает историю людей, которые прекрасно знают, что статьи не могут изменить мир, но при этом ни разу не сходят с линии огня. Легендарные личности, которые часто кажутся всего лишь портретами в книгах о культуре, здесь оживают и в них — такое пламя, что дай бог суметь взглянуть на него и не превратиться в пепел. Не зря The Independent уже успел назвать эту картину «Бандами Нью-Йорка» от литературы».
В фильме почти все герои далеко не юные, но удивительным образом с экрана хлещет та энергия, что присуща молодым и дерзким. И глядя на них, становится жутко стыдно за свою мягкотелость, лень и необразованность — мы не умеем держать удар, как они, и бороться за свою идею до конца. Стереотип о том, что журналисты и критики — это высокомерные интеллектуалы, которым обязательно надо донести до читателей свое остроумное мнение по поводу вообще всего, разбивается вдребезги, следом за ним в помойку летит тезис о том, что бесконечное рассказывание историй и описание событий — совершенно бесполезное с точки зрения вечности занятие. Да, возможно, писать статьи — это не спасать людей из пламени, но вовремя раскрытая правда, вовремя поданный голос разума может помочь уняться разрушительному огню.
Мария Ремига