«Черная месса»: I Think I Smell a Rat
Джеймс «Уайти» Балджер – гангстер, заправляющий нелегальными делами в Южном Бостоне, или на сленге «Саути». Брат же его Билли пошел другой дорогой – ушел в политику и занимает пост сенатора. В какой-то момент Уайти переступает дорогу семье Анджуло, которая держит в руках весь криминальный мир Бостона, и оказывается у них на мушке. Впрочем, он об этом не знает, в отличие от Джона Коннолли, агента ФБР и друга детства Балджеров, который собирается воспользоваться этим с целью привлечения Уайти в качестве осведомителя. Балджер поначалу препирается, но, сложив два и два и прикинув возможности по выведению своих конкурентов с рынка, соглашается. Так начинается долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество, приносящее одному продвижение по карьерной лестнице, а другому – все большую власть.
Если вам надоело испытывать боль от того ужаса, в который превратилась карьера Джонни Деппа, то «Черная месса», будьте спокойны, веру в актера возвращает. Вытянувший себя за волосы из болота (и, возможно, так и приобретший роскошные залысины в этой роли), он играет так, словно болота-то и не было: убедительно, со звериным энтузиазмом, вытягивая как моменты гнева, так и холодное спокойствие «я-только-что-убил-брата» Майкла Корлеоне. Но вот сам фильм за Деппом поспеть не может, и по большей части к картине подходит выражение «загубленный потенциал», в плане актеров так и вовсе досадный. Тому же Деппу роль явно мала, Камбербэтч что есть, что нету, но больнее всего за Эдгертона: его здесь очень много, но насколько же пустой и однобокий образ ему достался.
Картина мало что может предложить, по сути, она только и состоит что из чередования двух типов сцен: убийства и последующего прикрытия его героем Эдгертона для продолжения существования лавочки. Слабо верится в то, что реальная история была настолько скучной, к тому же, учитывая широкий размах времени действия, этот подход с множественным показом убийств людей, только что вышедших из полиции, губительно действует на убедительность происходящего. Некоторые сцены так и вовсе заставляют bullshit-метр взрываться, как, например, момент с барбекю в доме Коннолли с Балджером и его наемником в гостях или же сцена вербального изнасилования Уайти жены ФБРовца. Кажется, она здесь только для того, чтобы было что показывать при объявлении номинантов на лучшего актера на Оскаре. Не берусь судить, насколько соотносится вся эта история с реальностью, но про понятие «правда кино» и про отличие ее от правды жизни создатели позабыли.
И еще один немаловажный момент: великие гангстерские фильмы – это еще и высказывания, «взгляд» которых устремлен по-над бытием-житием бандитов. «Черной мессе» здесь предложить нечего: фильм угрюмо глядит в пол, и по итогу вывести из него можно разве то, что жили-были три парня: Уайти умный был детина, Билли был и так и сяк, Джон же вовсе был дурак.
Сергей Кощеев