«Черная пантера»: bitch, don’t kill my vibe
Чёрная Пантера / Black Panther
Режиссер: Райан Куглер
В главных ролях: Чедвик Боузман, Майкл Б. Джордан, Лупита Нионго, Данай Джекесай Гурира, Мартин Фриман, Дэниэл Калуя
Дата премьеры в РФ: 26 февраля
После смерти отца, ТʼЧалла (Чедвик Боузман) принимает пост короля Ваканды — закрытого государства в Африке, богатого ценным металлом под названием вибраниум, которым они упорно не хотят делиться со всем остальным миром. Праздник жизни внезапно нарушают преступник Улисс Кло (Энди Серкис) с его небольшой бандой воротил и сильно обиженный на всю Ваканду Эрик Киллмонгер (Майкл Б.Джордан). Парни, конечно же, нацелены завладеть залежами вибраниума, а Киллмонгер метит на трон правителя.
Очень хочется (хотя это и сложно) оценивать фильм, абстрагировавшись от сумасшедшего хайпа, захватившего в заложники интернет в последние несколько недель. Судя по всему, человека, которому не понравился фильм, могут похоронить заживо, а на надгробии написать «расист». Волна общественного восторга отразилась и в рейтинге критиков, на какое-то время подняв «Пантеру» над «Гражданином Кейном», что одновременно и настораживало, и подогревало интерес. Но никакого новаторства в картине, увы, не обнаружилось.
«Черная пантера» — это абсолютно типичный для MARVEL фильм, разве что чуть более серьезный, чем обычно. В высокопарном сюжете царствует довольно мощный социально-политический подтекст, который и является по сути главной причиной обостренной реакции: начиная от выпадов в сторону Трампа (самый очевидный — на совещании правителей Т'Чалла заявляет, что «лучше строить мосты, а не стены»), заканчивая тягучей дискуссией о расовых проблемах в Америке и оммажем на внутренние конфликты среди афроамериканцев.
В общем, с культурной важностью здесь действительно все отлично, чего не скажешь обо всем остальном. В «Пантере» могут ни с того ни с сего оборвать сюжетную линию, потерять из вида важную деталь (куда они в итоге дели тот самый артефакт, из-за которого столько шума было?) или затянуть слезливый диалог до неконтролируемой зевоты. Ритм то и дело сбивается, а сцены с зубодробительным экшеном можно пересчитать по пальцам. В итоге высидеть в кинотеатре два с четвертью часа — скорее работа, чем развлечение. «Черная пантера» практически лишена самоиронии, из-за чего поднадоевший пафос в диалогах нам предлагают воспринимать всерьез (напомним, что этот айсберг чуть не потопил киновселенную DC).
Но все эти недостатки периодически встречаются и в других фильмах MARVEL, и «Пантеру» определенно не назовешь худшим в киновселенной, но и до лучшего ему тоже все-таки далеко. Что действительно завораживает в картине – это антураж, ибо сделано все до безумия красиво. В Ваканде передовые технологии гармонично уживаются с африканскими традициями, костюмы героев проработаны с дотошностью, внимание уделено каждой детали. Да и саундтрек не оставляет вопросов, ноги сами в пляс несут.
Но вернемся к ложкам дегтя. С персонажем в фильме тоже все вышло как минимум странно. Главный протагонист ТʼЧалла настолько скучный и безликий, что достаточно было всех плохих парней просто оставить с ним наедине в качестве наказания. Многих героев в принципе можно было бы смело вырезать из фильма (где-то напряженно дышит один Терренс Малик), и сюжет бы ничего не потерял. Ту же талантливейшую Лупиту Нионго, кажется, взяли в качестве украшения, но будем надеяться, что в сиквеле ее персонаж себя по-настоящему проявит. Периодически ситуацию спасают чудесная Летишиа Райт – сестра ТʼЧаллы и своеобразная версия бондовского Q, а также badass Данай Джекесай Гурира. Но в конечном итоге одеяло на себя перетянул любимец режиссера Майкл Б. Джордан. Его Киллмонгер не только самый последовательный и тщательно прописанный персонаж, которому как минимум хочется сопереживать, но и 50% харизмы всего фильма.