«Большой и добрый великан»: God save the Queen
30 июня в отечественный прокат выходит новый фильм Стивена Спилберга «Большой и добрый великан» – экранизация одноименной детской сказки Роальда Даля.
Сиротская девочка Софи не любит спать по ночам, ведь это самое загадочное время, когда просыпается всякая нечисть и начинают исчезать люди. В одну такую ночь она выглядывает в окошко и замечает на улице существо нечеловеческих размеров, которое оказывается самым настоящим великаном и похищает ее из приюта. Гигант уносит Софи за пределы родной Англии в неведомую Страну Великанов, жители которой – кровожадные людоеды. Сам похититель, однако, придерживается вегетарианства и с девочкой намерен дружить. Но как им это удастся с такими соседями – поистине странная история.
Фильмы Спилберга, как правило, безопасная территория: режиссер преисполнен гуманизма и в своих картинах всегда воспевает добро в самой душещипательной форме. Казалось бы, в его руках сказка должна получиться как нельзя лучше, но что-то идет не так уже на стадии идеи. Мир великанов в фильме совсем не изведан: главные герои там совершают один и тот же набор действий, который не предается логическим изменениям; нельзя даже предположить, что находится на территории их страны и как там устроена жизнь. Каждый день добрые персонажи сначала ловят сны, а потом отбиваются от нападок своих врагов, а злые либо спят, либо обижают слабых. Отрицательные черты антагонистов выражены тем, что они издеваются над главным героем из-за его маленького роста и хотят съесть девочку, и вот тут интересный момент: нам не дается четкого понимания, похищают ли гиганты детей или едят только тех, что приносит «добрый великан». Ведь мы узнаем страшную историю о том, что главный герой уже раньше уносил из реального мира себе друзей, которые встретили страшную кончину на его родине, но он, не взирая на это, снова привел маленькую девочку, не будучи способным ее защитить и прикрываясь тем, что она может всем про него разболтать. Нет сомнений, что людоеды вершат зло, но их деяния движутся древним менталитетом и инстинктами, а вот главный герой причиняет вред хоть и косвенно, но сознательно. Его страсть к «запусканию» сновидений тоже не имеет основания, остается гадать, несут ли великаны ответственность за сны, или те приходят и без их помощи. Для захватывающей сказки фильму катастрофически не хватает деталей, маленьких зацепок, которые бы утягивали тебя в этот несуществующий мир.
Графическая составляющая картины будто стилизована под начало 20 века, но ближе к развязке окажется, что действия происходят во времени, близком к настоящему. Это нельзя назвать введением в заблуждение со стороны создателей, но ощущение возникает весьма болезненное, когда уютная и в хорошем смысле нафталиновая атмосфера разрывается вертолетным рокотом. И решение, которое принимают главные герои, без малого ошеломляет – в повествование вмешивается королевский двор, войска. Обращение безутешных маргиналов к Короне – это, конечно, излюбленный ход классической литературы, где батюшка-царь строг, но справедлив и всем воздаст по заслугам. В этом же случае направление, по которому следуют дальнейшие события, кажется какой-то подтасовкой от «добрых персонажей» себе в угоду: вроде как искореняем огнем и мечом зло (которое, как уже замечалось ранее, является таким от природной темноты), но непременно с личной пользой, так явно выползающей под конец на первый план. После «восстановления справедливости» привязанность героев будто ослабевает: каждый получил что хотел и теперь без особых сантиментов можно и раскланяться. Спилберг, который зачастую снимает аполитичные картины про политику (взять в пример хоть последний «Шпионский мост»), в этой сказке выдает какую-то пугающую и современную мораль, что вторгаться в чужую страну без разбора и любых попыток к компромиссу – это не просто нормально, а хорошо, зато у сиротки и отщепенца теперь есть по дому.
Но даже в случае неудавшейся сказки никто не мог ждать от режиссера пошлости, которая здесь представлена сортирным юмором, достигающим в своем апогее уровня «Братьев Гримсби». Остается только надеется, что фильма хуже, чем «Большой и добрый великан» мы в будущем у Спилберга не увидим.