Главные фильмы Венецианского кинофестиваля-2018

Как мы уже писали ранее в своих дневниках, программа Венецианского кинофестиваля в этом году буквально сияла отличными фильмами. Выбрать лучшее из лучшего, конечно, нелегко, но мы попытались и составили для вас топ-12 фильмов, которые стоит ждать на больших экранах и в сети.


Рома / Roma


Реж. Альфонсо Куарон
Дата премьеры: осень 2018 на Netflix

Абслютный победитель Венецианского кинофестиваля. Премьера нового фильма Альфонсо Куарона объединила критиков всех стран, его обласкали практически единогласно. Отдельное спасибо хочется сказать Netflix, за то, что дает авторам возможность снимать кино с развязанными руками.

Отсутствие давления со стороны студии ощущается очень хорошо, потому что в «Роме» Куарон оторвался на полную катушку. Местами включая режим Тарковского, мексиканский постановщик снял чувственное, необыкновенное черно-белое кино об одной семье, частью которой мы стали на два с лишним часа.


Человек на Луне / First Man


Реж. Дэмьен Шазелл
Дата премьеры в России: 11 октября 2018

«Человек на Луне», несмотря на статус биографической ленты, получился не совсем о значимости Нила Армстронга в истории космонавтики. Здесь нет помпезных сцен и зрителю не тычут каждые пять минут американским флагом в лицо. Сюжет строится вокруг смерти младшей дочери Армстронга и попыток заглушить боль утраты; и тут уже ни космос, ни Луна никогда не смогут посоперничать с ее размерами.

Шазелл опредленно растет как режиссер, Гослинг снова доказывает, что он универсальный солдат (забудьте уже шутки про каменное лицо), а Клер Фой демонстрирует такой широкий актерский диапазон, что от нее просто невозможно оторваться. И вообще, это фильм, в котором все есть. Хочется красивую операторскую работу и торжественную музыку? Пожалуйста! Хотите плакать? Плачьте. Можно даже по поводу шаблонности погундеть: фильм под Оскар делался, куда смотрит полиция клише. Но подлецу все к лицу.


Фаворитка / Favourite


Реж. Йоргос Лантимос
Дата премьеры в России: 31 января 2019

Красивая и впечатляющая сатирическая история о манипулировании, шантаже и предательстве. Королевских дворцов зритель повидал уже не мало, но тут хочется останавливаться на каждой сцене и рассматривать все детали. Возможно, костюмы стоило бы оживить и придумать для них отдельные роли, а макияж Николса Холта хочется наносить на себя в течение всей последующей недели. О тандеме Вайс-Стоун-Колман вряд ли кто-то мог даже подумать, но спасибо, Йоргос, что подарил нам всем мечту.

Абсурдных (в хорошем смысле) диалогов в фильме нет, им на смену пришли колкие и ядовитые шутки, а механическая актреская игра сменилась на живые эмоции людей из плоти и крови. Но вот за что мы точно готовы целовать песок, по которому ходил Лантимос — так это за то, что он снова довел нас до эмоционального пика и оставил у погасшего экрана с острым желанием увидеть все это еще раз.


Нон фикшен / Doubles vies


Реж. Оливье Ассайас
Дата премьеры в России: пока неизвестна

В центре сюжета нового фильма Ассайаса — владелецы издательства, которые вынуждены искать новые варианты развития своего бизнеса в условиях меняющегося рынка и цифровой революции. Но, как это часто бывает с французами, они скорее предпочтут потехе время, а делу — час, поэтому на протяжении всего хронометража мы наблюдаем непрерывную болтовню с рассуждениями о гаджетах, любви и политике.

«Нон фикшен» стал для многих приятным сюрпризом. Ассайас снял очень актуальную и доступную комедию, название которой все-таки хочется русифицировать как «Двойная жизнь». Здесь прошлое сталкивается с настоящим, аналоговое с цифровым, а каждый персонаж спит как минимум с двумя людьми (не одновременно). В фильме смешно шутят про Бергмана, Тейлор Свифт и «Белую ленту» Ханеке, хоть порой это и принимает форму высокоуровнего юмора для ярых знатоков кинематографа.


Баллада Бастера Скраггса / The Ballad of Buster Scruggs


Реж. Братья Коэн
Дата премьеры в России: пока неизвестна

Заявленный изначально как сериал, новый проект братьев Коэн было решено переделать в полнометражный фильм (спасибо Netflix), результат закономерным образом завис где-то посередине. Шесть разных историй выглядят как иллюстрированный сборник коротких рассказов, где перед началом каждой новой повести рука переворачивает страницу. Сюжет галопом несется по головам почти всех главных героев, не щадя ни истерчно-смешного Бастера Скраггса в кипельно-белом костюме, ни персонажа Джеймса Франко (самый короткий отрывок, мы будем жаловаться).

Коэн давно зарекомендовали себя как знатоки вестерна, поэтому открыть для себя в фильме что-то новое вам вряд ли удастся. Здесь все по законом жанра, где на каждый лоб найдется своя пуля. Художники и гримеры заморочились над каждой деталью фильма, от костюмов до ногтей, а оператор Брюно Дельбоннель («Амели», «Внутри Льюина Дэвиса») и композитор Картер Беруэлл («Семь психопатов», «Железная хватка») сделали все возможное, чтобы все эпизоды были динамичными и зритель не скучал. Так что если подводить итог, то «Баллада Бастера Скраггса» — это национальная притча, передающаяся из поколения в поколение, реверанс американскому наследию ковбойских сапогов и галонных шляп.


Петерлоо / Peterloo


Реж. Майк Ли
Дата премьеры в России: пока неизвестна

«Петерлоо» Майка Ли — великая картина великого художника. Его экранизация знаменитой манчестерской бойни – будто ожившее полотно Делакруа, красивое и мастерски сделанное кино.

Действие разгоняется с такой же скоростью, как и сюжет в книгах большинства классиков 19-го века, то есть очень медленно. За это время мы знакомимся со всеми героями (их много), каждого из которых узнаем чуть ли не лучше себя, и погружаемся в атмосферу того времени. В фильме довольно много пересекающихся линий с разными персонажами, но ты все равно не теряешь фокус и не путаешься в лицах.

Атмосфера постепенно накаляется, и чем ближе мы подходим непосредственно к финальной битве, тем сильнее в воздухе ощущается напряжение и предчувствие трагедии. Кульминационная сцена просто до неприличия хороша (Майк Ли сказал, что это благодаря оскароносному монтажеру Джону Грегори). Чем ближе к финалу, тем больше думаешь о том, что всего можно избежать. Ощущение примерно такое же, как при пересмотре «Титаника», когда тайком надеешься, что на этот раз Лео не умрет. Факты становятся не важны, слушаешь только свое сердце, которое отчаянно не хочет верить в печальный исход.


Суспирия / Suspiria


Реж. Лука Гуаданьино
Дата премьеры в России: 29 ноября 2018

Лука Гуаданьино сотворил что-то невероятное. Поездка в Ад и обратно. Действие новой версии «Суспирии» разворачивается в 70-х и многие технические моменты были заимствованы из того времени: манера съемки, титры, клоуз-апы. Муза режиссера Тильда Суинтон как всегда гипнотическая, его другая любимица, Дакота Джонсон, наконец-то реабилитируется после трилогии «50 оттенков». На энергии тандема этих двух прекрасных актрис держится харизма всего фильма.

Кричащая и нервная музыка группы Goblin сменилась чувственными мелодиями от Тома Йорка. Саундтрек потом захочется переслушивать много раз, как будто это просто отдельный (хороший) альбом Йорка.


Ван Гог. На пороге вечности / At Eternity's Gate


Реж. Джулиан Шнабель
Дата премьеры в России: пока неизвестна

Несмотря на то, что в фильме освещаются самые очевидные этапы из жизни Ван Гога (психиатрическая больница, дружба с Полем Гогеном и обстоятельства смерти), зритель открывает для себя мастера заново, а вдобавок в очередной раз поражается таланту Дефо, который буквально впечатался в образ. На пресс-конференции Шнабель сказал, что как только он прикинул, какие второстепенные персонажи появятся в проекте, то тут же распределил у себя в голове все роли. И сделал он это идеально: на месте Поля Гогена мы никогда уже не сможем представить себе кого-то, кроме Оскара Айзека, а также теперь искренне уверены, что Тео Ван Гог и Руперт Френд — это один и тот же человек.

Ключевое слово в этом фильме — гармония. Актеры очень органичны в своих ролях, музыка замечательно сочетается со картинами художника, а буйство красок и потрясающая эстетика завораживают. Так что «Ван Гог. На пороге вечности» — это прекрасный чувственный фильм, который сделан с любовью и уважением к великому живописцу.


Братья Систерс / The Sisters Brothers


Реж. Жак Одиар
Дата премьеры в России: 18 октября 2018

Знаменитый французский режиссер Жак Одиар, получивший «Золотую пальмовую ветвь» в 2015-м за фильм «Дипан», резко перепрыгнул в голливудское кино и снял вестерн (!!!) «Братья Систерс». После европейской ленты с кастом из непрофессиональных актеров снимать жанровое кино с кучей A-listers — скачок неплохой. Забавный факт: жена Джона Си Райли — фанатка Одиара, и после того, как Джон и Жак познакомились в Торонто на кинофестивале лет шесть назад, она предложила мужу продвигать идею с экранизацией книги «Братья Систерс». Вот такой тихий герой оказывается за всей этой историей.

Вообще Одиар отказывается называть «Братьев Систерс» вестерном. Говорит, что это исторический фильм, просто действие разворачивается на Диком Западе. Логично, ведь речь идет не о Серджио Леоне или Клинте Иствуде: в их фильмах герои были сильными и крутыми парнями, им до всяких сопливых эмоций не было дела. Да и у современных американских режиссеров (не всех) есть какие-то свои устоявшиеся представления о жанре, им сложно выходить за их рамки. Одиар же, наоборот, если даже и снимает про Дикий Запад, то последнее, что его интересует — это перестрелки. Фильм фокусируется на взаимоотношениях самих братьев, которые узнали, что такое жестокость еще до того, как сформировались.

Но вы не переживайте, перестрелки тоже будут. Еще в картине множество забавных моментов, например, когда персонажи впервые учатся пользоваться зубной щеткой или удивляются появлению горячей воды в номерах отеля. Героев будто подталкивают к прогрессу, превращают из одичалых в более-менее цивилизованных людей.


Голос люкс / Vox Lux


Реж. Брэйди Корбет
Дата премьеры в России: 7 марта 2019

Один из самых спорных и феноменальных фильмов программы, который хочется ударить, а потом крепко поцеловать. Молодой постановщик Брэйди Корбет, привозивший три года назад в Венецию «Детство лидера», разделил зал на два лагеря: букающих и уходящих с сеанса людей, и восторженных критиков, поющих дифирамбы картине.

Главная героиня выживает после школьной стрельбы и, чтобы выразить соболезнования родственникам погибших одноклассников, записывает песню. После того, как ее мини-выступление транслирует один из федеральных каналов, песня становится чуть ли не национальным гимном, а девушку замечает продюсер и предлагает подписать контракт с лейблом. Так и начинается история Силесты, пишущей музыку для того, чтобы отвлечь людей от груза будней.

Поп-культура в этом фильме показывает свое самое уродливое лицо со всеми вытекающими. Режиссер намекает на нездоровый массовый эскапизм, безразличие людей перед трагедиями и тотальное погружение в привлекательный мир шоу-бизнеса.
Поступать можно как вздумается, лишь бы твой PR-менеджер умел правильно преподнести каждую выходку. Ведь, как часто говорит героиня Портман, «всем плевать».


Человек, который удивил всех


Реж. Наташа Меркулова, Алексей Чупов
Дата премьеры в России: 25 октября 2018

«Человек, который удивил всех» — единственный фильм, представляющий Россию на фестивале (в программе «Горизонты»). В центре сюжета — Егор, лесной охранник в сибирской тайге, прилежный семьянин, которого уважают все односельчане. Но однажды мужчина узнает, что неизлечимо болен раком и жить ему осталось два месяца. Никакая традиционная медицина или шаманская магия его не спасут. Оставленный без других вариантов, он предпринимает отчаянную попытку обмануть смерть. Егор «выбирает» личность женщины как способ борьбы с своим заболеванием. Теперь его семья и соседи вынуждены принимать его новое «я».

Фильм дает возможность неспешно побродить по маленькой сибирской деревне, немного расстроиться по поводу ситуации с нашим здравоохранением и порассуждать о проблемах сексуальных меньшинств. В сердце картины — Евгений Цыганов, который с помощью лишь визуальных изменений устраивает тебе нехилую эмоциональную встряску. Накрашенный мужчина в коротком красном платье и правда всех удивляет, только вот жители деревни видят в этом первый признак нетрадиционной ориентации (что по местным меркам нехорошо), а ты поражаешься тому, насколько решительно был выбран именно такой путь, который, кажется, действительно помог главному герою.


Работа без авторства / Werk ohne Autor


Реж. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк
Дата премьеры в России: пока неизвестна

Сюжет фильма «Работа без авторства» частично основывается на истории жизни Герхарда Рихтера. Переживший все ужасы войны, Курт (Том Шиллинг) решает стать художником. Он поступает в академию, где знакомится со своей будущей женой, а затем они вместе несутся от идей социализма в западную Германию.

Своим новым фильмом Доннерсмарк, кажется, извинился перед всеми за «Туриста» и напомнил нам о существовании «Жизни других». В «Работе без авторства» сплетаются в клубок идеи нацизма, коммунистические теории и любовь, способная преодолеть любые препятствия. С технической точки зрения к картине претензий нет, кроме того, за три часа режиссер ни разу не скатывается в манипулятивную драму и не пытается выбить из зрителя слезу любой ценой.

Обычно режиссеры выбирают конкретный период истории (либо до войны, либо после), Доннесмарк же сумел вместить в фильм целое исследование не только о всей Германии 20-го века, но и о внешних изменениях в обществе, довольно призрачных. Бывшие нацисты снова занимают свои должности, а ограниченный взгляд на искусство в одном режиме заменяется другим, но все также ограниченным.