Берлинале-2019: дневник 13 февраля

Медленно, но верно фестиваль подходит к концу, а мы снимаем сливки с оставшейся части программы. Сегодня в номере — футуристическая драма о любви к Богу, документалка об Аньес Варда, история о первом испанском однополом браке от Изабель Койшет, снятый на фронтальную камеру фильм о полицейском произволе и отличная социальная драма в стиле Кристиана Мунджиу и Кена Лоуча.


Divino Amor / Divine love
Panorama, реж. Гэбриел Маскаро, в ролях: Дира Паис, Жулиу Мачаду, Тека Перейра

Обладатель приза Венецианского кинофестиваля Гэбриел Маскаро отказывается сходить с протоптанной дорожки. В его новой картине Divine love, как и в прошлых работах, все так же много секса и неона. В центре сюжета — женщина по имени Джоана, которая отчаянно пытается зачать ребенка. В мире будущего, где религия захватила первенство над активно растущими высокими технологиями, семья воспринимается как дар и великая ценность, а развод равносилен большому греху. Каждую неделю Джоана с мужем ходит на психологический тренинг для семей, переживающих трудный период, который больше похож на оргию. В какой-то момент она узнает, что беременна, однако прекрасную новость омрачает один важный момент — этот ребенок не от ее мужа.

Перед европейской премьерой стало известно, что Divine love уже куплена для российского проката. Однако найдет ли она своего зрителя, неизвестно. Несмотря на прекрасную визуальную составляющую, фильм не цепляет. Добрую часть хронометража сюжет топчется на одном месте, отказывая зрителю в каком-либо развитии. Конечно, вселенная, созданная Маскаро, выглядит, как минимум, любопытно. Однако увлечь подобный фильм может лишь очень пытливый разум.


Varda par Agnès
Competition, out of competition , реж. Аньес Варда

Varda par Agnès — это двухчасовое путешествие по жизни и творчеству французского кинематографиста, фотографа и просто прекрасного человека по имени Аньес Варда. Режиссер самостоятельно сняла и смонтировала документальную картину, посвященную созданию своих лучших фильмов, среди которых «Клео от 5 до 7», «Создания», «Далеко от Вьетнама».

Вместе со старой хроникой в картину включены специальные фрагменты, в которых режиссер не без шуток рассказывает, чем вдохновлялась при работе над своими шедеврами.Varda par Agnès не ограничивается исследованием кинематографической деятельности Аньес, в фильме также затронут период ее увлечения фотографией, различные инсталляции и подробности из личной жизни режиссера.

Во время мировой премьеры документального фильма Varda par Agnès Аньес Варда была удостоена специального приза — Серебряной камеры.


Элиза и Марсела / Elisa y Marcela
Competition, реж. Изабель Койшет, в ролях: Наталия де Молина, Грета Фернандез

Фильмы Изабель Койшет давно воспринимаются как необходимое зло Берлинского кинофестиваля. Что забавно, «букать» пресса начала еще до начала картины, но по другой причине: лента принадлежит Netflix, а, соответственно, не выйдет в широкий прокат. Несколько дней назад владельцы независимых немецких кинотеатров даже написали открытое письмо директору Берлинале Дитеру Косслику и министру культуры Германии с просьбой убрать фильм Койшет из основного конкурса. К сожалению, никто ничего не убрал, и нам пришлось его смотреть (шутка).

История Элизы Санчес Лориги и Марселы Грасии Ибеас реальна — заключенный между ними брак, несмотря на огромный скандал и огласку в газетах, не был аннулирован и считается первым однополым браком в Испании (официально страна легализовала однополые союзы в 2005 году). Койшет, правда, сгладила историю, приведя ее к счастливому финалу с лошадками, на деле же все обстояло совсем не так радужно.

Некоторые моменты фильма выглядят искусственно: слезы синхронно текут по щекам, бутылка выпадает из рук через 30 секунд после волнующего момента. Постельные сцены под классическую музыку и заремиксованные вздохи тоже заставляют поднять бровь. Некоторые приемы монтажа пару раз вызывали в зале истерический хохот. В общем, по части визуальных ходов это такой сборник The Best of Isabelle Coixet.

История тоже хромает, временами создатели просто забывают про какие-то линии и опускают важные детали. В некоторых эпизодах так и хочется спросить: вот это вы сейчас серьезно? Тем не менее, все не так плохо, как раньше. Например, есть несколько действительно смешных шуток про испанцев (пошученных, естественно, португальцами). Возможно, свое дело сделали заниженные ожидания, а возможно, это и правда можно смотреть.


Selfie
Panorama, документальный, реж. Агостино Ферренте, в ролях: Алессандро Антонелли, Пьетро Орландо

Фильм рассказывает о деле Давида Бифолко, 16-летнего мальчика, по ошибке застреленного полицией в неблагополучном районе Неаполя. Полицейский, выстреливший Давиду в сердце, утверждал, что случайно нажал на курок во время падения; в итоге он получил четыре года тюремного заключения и вышел через два. Режиссер прочитал об этом случае в книге Мауриццио Брауччи, автора сценария еще одного фильма о преступной жизни Неаполя, представленного в программе Берлинале-2019 — La Paranza dei Bambini. Учитывая, что в программе есть еще как минимум одна лента о неаполитанской мафии, начинаем переживать за Италию.

Режиссер явно не ставил перед собой задачи провести собственное расследование. Он просто нашел двух парней — Алессандро и Пьетро, лучших друзей — и задокументировал кусочек жизни 16-летних парней in the wrong neigbourhood. Да, Selfie полностью снят на фронтальную камеру, и это прекрасно. В кадре периодически появляются друзья Давида, его родители и просто дети, пришедшие на прослушивание. Мальчики рассказывают о том, у кого отец в тюрьме и сколько дядюшек и братьев убито, девочки рассуждают, что будет, если вдруг их муж угодит за решетку на 20 лет. «Логика» полицейских — одним парнем из бедного района больше, одним меньше. Но это не так. Стало одним хорошим парнем меньше». Несмотря на внешнюю аполитичность, фильм в итоге посвящается «всем Давидам Бифолко в мире».


Стежки / Stitches / Šavovi
Panorama, реж. Мирослав Тержич, в ролях: Снежана Богданович, Марко Бакович, Йована Стоилкович

Ана ставит на стол торт со свечкой, отрезает три кусочка, кладет себе, мужу и дочери. Но дочь, увидев торт, чертыхается и выбегает, муж, съев кусочек, тоже печально выходит из-за стола. Дело в том, что Ана год за годом продолжает праздновать день рождения сына, умершего 18 лет назад. Во всяком случае, так ей сказали в больнице — но в документах у них бардак, где он похоронен, тоже неизвестно. Все это время Ана не сдается: ищет зацепки, осаждает роддом, ходит в группу для поддержки родителей, у которых пропали дети, а еще параллельно держит небольшое ателье, где работает швеей. В итоге под давлением мужа и дочери она закрывает дело в полиции, но в тот же день у нее в руках оказываются документы, подтверждающие ее теорию.

Единственный румынский фильм в программе был не очень хорош, поэтому мы возлагали особые надежды на восточноевропейскую копродукцию Сербии, Словении, Хорватии и Боснии и Герцеговины (собери их все). И не зря. Stitches — это отлично сделанная социальная драма, которая не просто работает с сухим материалом. В середине фильма есть твист, до самого конца заставляющий ставить под вопрос все происходящее на экране, а сам финал может довести до параноидальных мыслей.

Невероятную работу проделывает Снежана Богданович, главная актриса, на которой держится вся лента. Мирослав Тержич пригласил ее в проект, когда еще не было даже сценария, только 2,5-часовое интервью, записанное со швеей, верившей, что ее сына в роддоме продали в приемную семью (режиссер просто пришел к ней починить штаны). Проблема пропавших детей в Сербии уходит корнями в 50-е года прошлого века и насчитывает около 500 семейных трагедий. В общем, это Panorama at its best.


Наши корреспондентки в Берлине Даша Постнова и Оля Смолина каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.