Берлинале-2019: дневник 10 февраля
Четвертый день Берлинского фестиваля подкрался незаметно, а мы продолжаем скрываться от дождя и ветра в уютных кинотеатрах. Сегодня в программе: шпионская драма с Дайан Крюгер и Мартином Фриманом, македонская трагикомедия о тяжелой женской доле, документалка о легендарных берлинских вышибалах и новая лента Эмина Элпера.
God exists, her name is Petrunija / Бог существует, ее имя – Петруния
Competition. реж. Теона Стругар Митевска, в ролях: Zorica Nusheva, Лабина Митевска, Стефан Вуйисич
Каждый год в Македонии проводится один и тот же религиозный ритуал — священник бросает в ледяную воду деревянный крест, а толпа голых мужчин ныряет за ним. Согласно повериям, тому, кто найдет крест, будут сопутствовать удача и процветание. Так уж получилось, что в этом году крест нашел не мужчина, а женщина. И имя ей Петруния. В свои тридцать с хвостиком Петруния чувствует себя патологической неудачницей: на работу ее не берут, замуж не зовут, да и родители на своей шее таскать больше не желают. Ее первая в жизни победа вызывает общественный резонанс: толпа мужчин-участников ритуала явно недовольна тем, что какая-то женщина увела у них заветный крест.
«Бог существует, ее имя — Петруния» — кино, которое подкупает с самого первого кадра. Легкая и ироничная подача работает как контрастный душ, особенно на фоне остальных фильмов-тяжеловесов конкурсной программы. Теоне Стругар Митевской удалось снять абсолютно зрительское кино: милое, смешное и обаятельное, при этом не лишенное мощного морального посыла.
Оперативница / The Operative / Die Agentin
Competition (out of competition), реж. Юваль Адлер, в ролях: Дайан Крюгер, Мартин Фриман, Кас Анвар
Рэйчел, свободно владеющая несколькими языками и чувствующая себя как дома «везде и нигде» — идеальный агент. Во всяком случае, так считает израильское агенство «Моссад», рекрутирующее ее в Тегеран на миссию под прикрытием. Девушка обживается в Иране, вступает в контакт с нужной целью — бизнесменом Фархадом, но в итоге постепенно разочаровывается в работе, перестает разделять личное/профессиональное и выходит из игры. Бывший шеф девушки Томас получает от нее загадочное сообщение и встает перед выбором — действовать по жесткому протоколу «Моссада» или помочь Рэйчел.
Картина основана на романе бывшего агента израильской разведки Ифтаха Райхера-Атира «Учительница английского». Из параллелей можно привести творчество Джона Ле Карре и сериал «Родина»: Die Agentin (как красиво звучат в немецком языке феминитивы) — это неторопливый шпионский триллер, фокусирующийся на психологии героев. Крюгер замечательно справляется с «игрой в игре» — понять, где Рэйчел просто выполняет миссию, а где не разыгрывает спектакль и честна в своих чувствах, сложно и зрителю, и (до какого-то момента), самой героине.
Berlin Bouncer
Perspektive Deutsches Kino, документальный, реж. Дэвид Дитл
Показы программы Perspektive Deutsches Kino — это такие дружеские посиделки. Половина зала зарезервирована под команду фильма, их друзей и друзей их друзей, английский перевод вступительной речи советуют спросить у немецкоговорящего соседа, редкий человек сидит без пива. Berlin Bouncer — это биографии трех легендарных вышибал берлинских клубов: Свен Марквардт (Бергхайн), Смайли Болдуин (Delicious Donuts, King Size), Фрэнк Кюнстер (GI Disco, Cookies). Камера просто следует за интересными людьми, которые рассказывают интересные вещи: о своем быте, о том, по каким принципам они пускают или не пускают людей в клуб (по большей части, интуитивно), вспоминают молодость и разрушение Берлинской стены. Важный документ (хотелось бы верить, что не уходящей) эпохи безумных рейвов.
Kız Kardeşler / A Tale of three sisters / Сестры
Competition. реж. Эмин Эльпер, в ролях: Джемре Эбуззия, Мюфит Каяджан, Кубилай Тунчер, Эдже Юксель
Многократный лауреат Берлинале, турецкий режиссер Эмин Элпер в этом году привез на конкурс драматическую картину о непростой жизни трех сестер из маленькой деревушки в провинции Анатолия. Каждую из девочек отправляют в чужую, более обеспеченную семью, где они занимаются домашним хозяйством и воспитанием детей. Однако далеко не все сестры готовы быть прилежными и послушными мусульманками.
Несмотря на явный перекос в социальную драму, «Сестры» в первую очередь кино созерцательное, стремящееся как можно глубже погрузить зрителя в атмосферу и культуру традиций османского народа. И все же, заинтересовать зрителя, бесконечно далекого от реалий турецкой глубинки, задача непростая. В итоге у Элпера получилась безосновательно долгая и мучительно скучная картина о тяжкой женской доле.
Наши корреспондентки в Берлине Даша Постнова и Оля Смолина каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!
В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.