Берлинале-2019: дневник 7 февраля

«Канны и Венеция — крутые туристические места. В Берлине же в феврале дубак, Потсдамер плац — дерьмо, поэтому фестивалю нужно лезть из кожи вон», — сказал в прошлом году режиссер Кристиан Петцольд. Ладно, он не говорил слова «дубак» и «дерьмо», это наш вольный перевод. Тем не менее, мы снова здесь, и в ближайшие 10 дней будем рассказывать вам о главных и неглавных фильмах 69-го Берлинского кинофестиваля.

В первом фестивальном дневнике — фильм-открытие «Доброта незнакомцев» с Биллом Найи и его гигантской балалайкой (за кликбейт извените), камерная психологическая драма о дружбе на всю жизнь, бюджетная версия «Вдов» Маккуина и медитативная картина о монгольской деревушке.


The Kindness of Strangers / Доброта незнакомцев
Competition, реж. Лоне Шерфиг, в ролях: Зои Казан, Билл Найи, Калеб Лэндри Джонс, Андреа Райзборо, Джей Барушель, Тахар Рахим

Открытие 69-го международного Берлинского кинофестиваля осветило лучистое солнышко в лице Калеба Лэндри Джонса. Он вместе с Биллом Найи, Зои Казан, Андреа Райзборо и режиссером Лоне Шерфиг представил картину «Доброта незнакомцев». В центре сюжета — пять жителей Нью-Йорка, судьбы которых неожиданным образом оказываются связаны друг с другом: несчастная Клара вместе с двумя детьми убегает от мужа-абьюзера, не имея гроша за душой. Метрдотель ресторана русской кухни Марк грустит из-за загубленной карьеры и погибшего брата-наркомана.

Каждую неделю Марк со своим приятелем Джоном Питером (к счастью, его оставили без трагичной предыстории) ходит в клуб под названием Forgivness, который координирует врач-хирург и просто одинокая душа по имени Элис. В один прекрасный день она встречает Джеффа — патологического неудачника, который, потеряв в один момент работу и крышу над головой, становится бомжом и чуть не замерзает насмерть.

Постоянная гостья Берлинале, датский режиссер Лоне Шерфиг, согрела замерзших на февральском морозе гостей по-весеннему теплой и жизнеутверждающей картиной, после которой хочется выйти на улицу и начать творить добро. Ее ненавязчивая сентиментальность, кажется, способна поразить даже самые жестокие сердца. История о любви и простом человеческом сострадании в декорациях современного мегаполиса на первый взгляд больше похожа на сказку, чем на реальную жизнь. И все же, персонажам Шерфиг хочется верить: настолько честны они в своих чувствах.

Исключением, разве что, стал персонаж Билла Найи, русский эммигрант Тимофей, выбранный в качестве приятного аксессуара к этой истории: он разбавляет общую драматичность происходящего легкой ноткой абсурда. Его ресторан под названием «Зимний дворец», казалось, был создан, чтобы собрать все возможные сорта русской клюквы. Чего только стоит песня про старый добрый Волгоград, которая на деле оказалась смелым кавером на House of the rising sun.

Красивые люди на пресс-конференции фильма-открытия Берлинале «Доброта незнакомцев» 😍 Важно знать, что героя Билла Найи зовут ТИМОФЕЙ и он владеет рестораном под названием ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ. #berlinale #berlinale2019 #синемаголикивберлине

Публикация от ✞ CINEMAHOLICS ✞ (@thecinemaholics)

На пресс-конференции фильма мы спросили у Билла Найи, учился ли он специально имитировать русский акцент, на что актер ответил: «Господи, я надеялся, что в зале не будет русских. Да, меня консультировал человек по имени Димитрий, у меня в телефоне сохранилась куча смешных записей. Надеюсь, вы простите меня за этот акцент».

Также выяснилось, что Калебу Лэндри-Джонсу не удалось поиграть на гигантской балалайке (сказал, что тяжело).


Fourteen / Четырнадцать
Forum, реж. Дэн Саллитт, в ролях: Талли Медель, Норма Кулинг

Мара и Джо дружат с 14 лет. Посреди ночи (подставьте любое время суток) раздается звонок — у Джо что-то случилось, судя по всему, конец света, — Мара все бросает и прибегает к подруге, у которой либо уже «все в порядке», либо истерика отменилась. И так каждый раз, по обкатанной схеме. Все это длится годами.

«Четырнадцать» — это «идеальный килограмм» американского артхауса. Камерная история, которая идет по кругу, торопится, прыгает через две ступеньки и встает на паузу в нужных местах. Кроме прочего, это экранизация фразы «Если друг оказался вдруг и не друг, и не враг, а косяк», дающая пищу для размышлений о самом понятии дружбы. Как не растратить все ресурсы, если окружающие вечно в беде, и никого, кроме тебя, у них нет? Как взаимодействовать с близкими, если вы совпадаете примерно на 0%? Дружба ли это, когда один постоянно тащит на себе другого, и непонятно, кто тут битый, а кто небитый? Как перестать брать на себя слишком много?


Плоская земля / Flatland
Panorama, реж. Дженна Басс, в ролях: Фэйт Балои, Николь Форчуин, Изель Безуиденхут

Панорама открылась (и накрылась, простите) картиной обширной географии — ЮАР, Германия, Люксембург — «Плоская земля». Свадьба афроамериканки Натали свернула сильно не туда: сначала девушку насилует новоиспеченный муж, после чего ей приходится застрелить обвенчавшего их пастора-инвалида и ускакать в степь на верном коне. Вместе с беременной (девятый месяц!) подругой Поппи и тем же верным конем они решают сбежать в Йоханнесбург, неизбежно собирая шлейф в лице детектива Бьюти Кубы, полицейского-мужа Натали, его отца и буйных дальнобойщиков.

Есть огромное желание познакомиться с отборщиками Берлинского кинофестиваля и сказать: ребята, если бы я хотела посмотреть малобюджетную копию фильма «Вдовы», я бы никуда не ездила. «А если серьезно» — этой фразой можно было бы описать главную проблему ленты. Намерения у создателей, несомненно, благие — поднять как можно больше важных проблем — но сделано это очень топорно, будто герои по строчке зачитывают инструкцию «Как перестать быть токсичным мудаком». При этом могло бы быть весело: временами фильм разухабисто скатывается в трэш и превращается в сюр-аттракцион, который мы заслужили. Но желание создателей толкнуть манифест с каменным лицом отнимает у ленты все признаки жизни.


Ondog / Ондог
Competition, реж. Ван Цюаньань, в ролях: Aorigeletu, Dulamjav Enkhtaivan, Norovsambuu

Любимчик Берлинале, китайский режиссер Ван Цюаньань, привез на фестиваль медитативную картину о маленькой монгольской деревушке, существующей в собственной замкнутой реальности, бесконечно далекой от современной цивилизации. Любовь автора к родине и ее традициям льется буквально из каждого кадра: пустынные прерии еще никогда не были так прекрасны. Где-то в лучах закатного солнца можно заметить обнаженный женский труп — его загадочное появление будут расследовать неопытный полицейский и матерая местная жительница по кличке Динозавр, которая и коня на скаку остановит и в горящую избу войдет. Со временем парочка, вынужденная коротать одноцветные дни в обществе друг друга, сближается, чтобы потом расстаться навсегда.

Новая картина Ван Цюаньаня — это путешествие в аутентичный мир богом забытой глубинки и живое доказательство того, что любовь к китайской Монголии может быть заразительна. Несмотря на то, что сюжет развивается вокруг трагического события, «Ондог» полон смешных и трогательных моментов — эпизодов из жизни непритязательных аборигенов, которые сплетаются в единое экзистенциальное полотно.


Наши корреспондентки в Берлине Даша Постнова и Оля Смолина каждый день не высыпаются, чтобы рассказать вам самое интересное с полей фестиваля. Подписывайтесь на аккаунты Cinemaholics в социальных сетях, чтобы ничего не пропустить!

В Telegram мы оперативно делимся впечатлениями от просмотренных фильмов;
В Twitter в режиме реального времени рассказываем самое интересное с пресс-конференций;
В Instagram выкладываем фото и видео с самых главных событий.