Берлинале-2018: «Не волнуйся, он далеко не уйдет»
Не волнуйся, он далеко не уйдет / Don't Worry, He Won't Get Far on Foot
Режиссер: Гас Ван Сент
В ролях: Хоакин Феникс, Джона Хилл, Джек Блэк, Руни Мара, Удо Кир, Бет Дитто, Оливия Хэмилтон и др.
Дата премьеры в РФ: август 2018
Ничем не примечательный прожигатель жизни из Орегона, Джон Каллахан (Хоакин Феникс), страдает от алкогольной зависимости. В одну ночь, напившись сильнее обычного, он, вместе со своим новоявленным другом-собутыльником Декстером (Джек Блэк) попадает в автомобильную аварию и в результате оказывается практически полностью парализован. Пытаясь заглушить физическую и душевную боль, Джон все сильнее налегает на спиртное, пока, наконец, не попадает в общество анонимных алкоголиков, возглавляемое харизматичным психологом-самоучкой Донни (Джона Хилл). С его подачи, а также при поддержке своей девушки Анны (Руни Мара), Каллахан начинает долгий процесс реабилитации, в ходе которого он научится прощать, смотреть на вещи под другим углом и, в конце концов, откроет в себе талант карикатуриста, позже прославивший его на всю Америку.
Идея об экранизации биографической книги Джона Каллахана — одного из самых скандальных и политически некорректных юмористов США — витала в Голливуде уже достаточно давно. Сам Робин Уильямс не раз пытался начать работу над адаптацией романа, но каждый раз что-то не срасталось. И лишь сейчас, спустя 29 лет после публикации, когда ни Уильямса, ни самого Каллахана уже нет в живых, Don't Worry, He Won't Get Far on Foot наконец получила свою долгожданную экранную версию.
По словам самого Ван Сента, главная проблема в процессе адаптации романа заключалась в том, что биография легендарного карикатуриста попросту слишком большая и богатая на истории, чтобы ее можно было уложить в рамки полнометражной ленты. Поэтому, после нескольких отброшенных вариантов сценария, режиссер решил не рисковать и сфокусироваться на том участке жизни Каллахана, что наиболее удобно вписывается в формат «байопика о талантливом неудачнике, перевернувшем свою жизнь», которым Гас владеет в совершенстве. И хотя хватка его за 10 лет с момента выхода «Харви Милка» несколько ослабла, а сама история чувствуется чуть более безопасной и удобной, чем этого хотелось бы, фильм трудно за что-то всерьез ругать. Уж слишком подкупает его беспечная дружелюбная атмосфера и то, с каким легким настроем он учит зрителя, а вместе с ним и главного героя, смотреть на мир в чуть более светлых тонах.
С помощью нехитрых приемов вроде параллельного монтажа и нелинейного повествования (ну и прекрасного Хоакина Феникса, конечно) фильм убедительно показывает то, какой огромный путь прошел главный герой, и насколько сильно описываемые события повлияли на становление его личности. «Не бойся, он далеко не уйдет» проводит зрителя через все двенадцать кругов очищения, не оставляя никаких вопросов относительно того, как Каллахан приобрел свое необычное мировозрение и чувство юмора, отраженное в его карикатурах. Гас Ван Сент очень бережно отнесся к истории и избежал соблазна чрезмерной драматизации (хотя поводов у него было немало), вместо этого построив повествование так, как бы этого, наверное, хотел сам Джон Каллахан — энергично, с прекрасным юмором и кучей колоритных персонажей: от раскаивающегося пьяницы с лицом Джека Блэка до невероятного Джоны Хилла — местного хипповатого эквивалента героя Уильямса из «Умницы Уилла Хантинга».