Берлинале-2018: Дневник 23 февраля

Уже 24 февраля будут подведены все итоги 68-го Берлинского кинофестиваля. Мы делимся впечатлениями о последних фильмах основной программы: «Лицо» завсегдатая Берлинале Малгожаты Шумовской и In the Aisles с Сандрой Хюллер и Францем Роговски (за которую мы очень болеем). Бонусы — перемонтированный из сериала фильм Киеси Куросавы и лента Гая Мэддина, склеенная из кусочков старых кинокартин.


Лицо / Twarz
Competition, реж. Малгожата Шумовска, в ролях: Матеуш Косьцюкевич, Агнешка Подсядлик, Мальгожата Гороль, Роман Ганцарчик

Яцек живет со своими родителями и братьями в маленькой деревушке в Польше, где люди до сих пор считают хард-рок уделом сатанистов, а единственное местное развлечение —еженедельные походы в церковь. Возле деревни ведется стройка самой большой в мире статуи Христа, где герой работает, и именно там происходит трагедия: Яцек падает со строительных лесов огромной высоты. Он чудом остается жив, но врачам приходится провести трансплантацию всего его лица, после которой то превращается в чуть менее жуткое подобие маски Майка Майерса. Яцек возвращается в родную деревню знаменитостью (ведь подобная операция была совершена впервые во всей Европе!), но это героя радует мало: любящая девушка, увидев его, становится гораздо менее любящей, родная мать сторонится, и только сестра искренне пытается помочь.

Малгожата Шумовска самой первой сценой фильма (абсолютно уморительной) показывает свое отношения к героям и толстыми мазками обрисовывает то, к чему в итоге придет сюжет. И дальше в плане истории «Лицо» не предлагает чего-то необычного, это вполне стандартная притча о том, что все мы привыкли судить других по обложке, даже если утверждаем обратное. Но, насколько прост местный сюжет, настолько же проработано все, что его окружает: колоритный мир польской деревни, талантливые диалоги, а за использование музыки очень хочется кому-то крепко пожать руку. Не говоря уже о том, что «Лицо» до ужаса смешное кино — ответ одной из героинь на вопрос «Где вы друг друга трогаете?» заставил журналистов сотрясать сиденья, наверное, минут пять без остановки. Дома трогаем, где ж еще.


The Green Fog
Forum, реж. Гай Мэддин, Эван Джонсон, Гален Джонсон

После сюрреалистичного привета ретро-фильмам категории B под названием «Запретная комната» сумасшедший канадский любитель старого (особенного немого, но не в этот раз) кино Гай Мэддин вместе со своими коллегами-художниками пошел еще дальше, хотя, казалось бы, куда уже. Его The Green Fog — это оммаж сразу всем лентам от 40-х до 70-х, чьим местом действия являлся солнечный Сан-Франциско. В картине, которая идет чуть больше часа, нет ни одного кадра, который был снят специально для нее. Вся история тут рассказана с помощью стремительно сменяющих друг друга обрывков тех самых фильмов, которым и посвящена работа Мэддина: от оригинального «Стартрека» и «Грязного Гарри» до «Птиц» и «Головокружения» Хичкока. Выглядит все это так же безумно, как звучит, и пытаться описать The Green Fog нормальными человеческими словам нет никакого смысла. Такое, уж извините за прямоту, надо видеть — когда вы еще посмотрите полнометражное (ладно, почти полнометражное) фестивальное кино, которое больше напоминает видео из жанра YouTube Poop?

Перед фильмом также показывали ничуть не менее необычную короткометражу Accidence. В ней зрителю показывают общий план одной стороны многоквартирного здания, где на множестве балконов происходят самые разные, переплетающиеся друг с другом события, за которыми не так уж просто уследить. Accidence — очень интересный эксперимент, явно требующий неоднократного просмотра, ведь с первого раза понять все связи между историями, происходящими перед вашими глазами одновременно, совсем непросто.


Между полками / In the Aisles / In den Ganden
реж. Томас Стубер, в ролях: Франц Роговски, Сандра Хюллер, Петер Курт

Кристиан устраивается на работу в огромный супермаркет — отдельный мир с бесконечными стеллажами и экзаменами по управлению вилочными погрузчиками. Там он встречает неразговорчивого бывшего дальнобойщика Бруно, который становится его наставником/другом, и сотрудницу отдела сладостей Марион, в которую он влюбляется с первого взгляда. Женщине «новичок», как она ласково называет Кристиана, тоже небезразличен, да и весь персонал магазина поддерживает их взаимную симпатию, но есть одна проблема: Марион состоит в браке, пусть и не очень счастливом.

Стоит согласиться, что история любви в супермаркете — не слишком завлекательный синопсис. Но ежедневная рутина работников обыграна так умело и задорно, что на ум невольно приходит сравнение с супергероями: оказывается снять с помощью погрузчика ящик с виски — тоже работа непростая. Отдельное удовольствие — наблюдать за героями Сандры Хюллер («Тони Эрдманн») и восходящей немецкой звездой Францем Роговски.


Предчувствие: Захватчик на прогулке / Yocho (Foreboding)
Panorama, реж. Киеси Куросава, в ролях: Кахо, Сёта Сомэтани, Масахиро Хигасидэ

В какой-то момент своей карьеры Киеси Куросава решил осуществить мечту детства и снять фильм-катастрофу про атаку инопланетян — но без голливудских бум-бахов в стиле Ролланда Эммериха, а по старинке, тихо, медленно и с саспенсом. Так получился фильм «Пока мы не уйдем», в 2017-ом году показанный в Каннах и рассказывающий об инопланетянах, которые в теле людей ходят по миру и крадут у жалких homo sapiens концепты разных понятий. К этой ленте японский режиссер затем снял пятисерийный спин-офф под названием Yocho (Foreboding), позже перемонтированный (зачем?) в двухчасовой фильм, который Куросава и привез на Берлинале-2018.

В общем-то, именно этими двумя фактами и обусловлены главные проблемы картины. Во-первых, это спин-офф к фильму, который за пределами фестивалей увидеть практически невозможно (а, значит, и оценить контекст тоже), во-вторых — это кое-как уложенная в 140 минут история, изначально длившаяся пять часов. Из-за этого контраст между размеренной экспозицией и всем тем хаосом, что начинается тут во второй половине, слишком бросается в глаза, и ни о какой целостности произведения речи быть не может. Если первый акт Yocho действительно соответствует его названию и хорошо передает всем знакомое предчувствие того, что вот-вот должно произойти нечто ужасное, то дальше фильм превращается в краткий пересказ не самого интересного аниме со всеми вытекающими: неуемным пафосом и сильно перегруженной историей.