Гид по Beat Weekend-2018

В 14 городах России стартует Beat Weekend — подборка из шести самых ярких фильмов Beat Film Festival-2018. Мы уже их все посмотрели и рассказываем вам, почему каждую из этих лент лучше не пропускать.

Расписание показов, билеты и более подробную информацию можно найти здесь.


Матанги / Майя / M.I.A.
реж. Стивен Лавридж

Картина о певице M.I.A. — не совсем обычная документалка: в ней нет практически ничего, что можно было бы ожидать в фильме о поп-звезде. Это скорее попытка показать, какое огромное количество вещей заметно или незаметно влияет на становление нашей личности. Именно из неочевидных деталей на наших глазах формируется бэкграунд артистки. А он там ого-го какой: Майя родилась на Шри-Ланке в семье основателя террористической группировки «Тамил» и в возрасте девяти лет эмигрировала с матерью в Лондон. Музыкальная карьера Майи при этом намечена пунктиром: вот тур с Elastica в качестве документалиста и дружба с Джастин Фришманн, вот она напевает на камеру Paper Planes с белокурым мальчиком, которого весь мир потом узнает под именем Дипло, вот тридцать секунд молодого улыбающегося Спайка Джонза, снимающего про нее материал для BBC.

Главный вопрос, которым задается певица — когда к тебе вообще будут прислушиваться? «Мне что, нужно переселиться в бунгало и голодать, чтобы меня восприняли всерьез? Никто не хочет слушать об ужасах войны от поп-звезды». А кого тогда вообще будут слушать?


Skate Kitchen
реж. Кристал Мозель

Skate Kitchen — это из секции так называемых coming-of-age фильмов, где у героев все, что могло пойти не так, идет не так. Режиссерка Кристал Мозель случайно встретила группу скейтбордисток в метро и не смогла пройти мимо: сначала была короткометражка Women's Tales в рамках рекламной кампании бренда Miu Miu, а потом понеслась. Пожалуй, самое невероятное — то, как непрофессиональные актрисы смогли так точно передать и вплести в сюжет собственные истории перед объективом камеры. Лента дышит непосредственностью настолько, что в какой-то момент ты уже сам рассекаешь Нью-Йорк на скейтборде с разбитыми коленками, локтями, сердцем. Подобных историй мы видели миллион, но очень важно, чтобы нам время от времени кто-то напоминал: можно прикрутить отлетевшие колеса к скейтборду, вернуться домой и обнять родителей, написать подругам «Простите, я была неправа», и все будет если не хорошо, то нормально.


Boom for Real: The Late Teenage Years of Jean-Michel Basquiat / Баския: Взрыв реальности
реж. Сара Драйвер

«Взрыв реальности» рассказывает нам о молодости одного из самых известных представителей неоэкспрессионизма — времени, когда на стенах Нью-Йорка начали появляться его работы с подписью «Samo». Сара Драйвер, видная документалистка и боевая подруга Джима Джармуша, создала объемный портрет Баскии, последовательно опросив друзей, партнеров и любовников художника. При этом не ждите здесь стандартных размышлений на тему, каким он парнем был — Сара сознательно оставила за бортом тему семьи и детства. Фокус на творчестве Баскии избавил фильм от груза ностальгических клише, позволяя зрителю изучить феномен его таланта от и до. В общем, искусство и ничего лишнего.


Слово-закон / Word is Bond
реж. Саша Дженкинс

В 2015-м году Саша Дженкинс выпустил бодрую документалку «На стиле» о уличной моде и главных вехах хип-хопа. Его новый фильм «Слово-закон» — еще более детальное исследование рэпа со всеми необходимыми реверансами и остановками.

Режиссер пытается разобраться в литературных основах жанра, обращаясь непосредственно к музыкантам. Артисты откровенно рассказывают о том, что для них значит честность и принцип word is bond. Настойчивый бит задает ритм фильму и ведет зрителей через всю Америку — от Бронкса до Лос-Анджелеса — выбирая рэп-точки, где артисты формировали свое послание, творили свою лирику. Важнейшие представители хип-хопа — Rakim, Nas, J.Cole, Anderson.Paak и Tech N9ne рассказывают о новой школе рэпа, о том, на какие компромиссы идут те, кто стал знаменитым, и о том, что гострайтерство для рэпера — это низко. В общем, как читал один русский рэпер: мое слово — это кокс, оно дорогого стоит.


DEPECHE MODE: 101
реж. Д.А.Пеннебейкер

Режиссер Д.А. Пеннебейкер снял классический во всех смыслах документальный фильм о самом масштабном турне группы Depeche Mode, в рамках которого британские электронщики дали ровно 101 концерт. Здесь, как и в своих более ранних работах, Пеннебейкер придерживается метода «прямого кино», который он же сам и вывел — никакий постановочных сцен и подготовленных интервью, только live во всех смыслах этого слова.

Чередуя эпизоды в гримерках с историей фанатов, выигравших конкурс на попадание в фильм о Depeche Mode, Пеннебайкер полностью стирает границу между поклонниками и их идолами. В их мире нет места элитарности, группа и ее слушатели находятся на одной плоскости, вместе наслаждаются их общим творчеством, одинаково развлекаются и откровенно дурачатся. Пеннебейкер своим фильмом наглядно показывает, что название тура The Music for Masses — не лицемерие и не маркетинговый ход, а самое что ни на есть искреннее высказывание группы.


Социальные животные / Social Animals
реж. Джонатан Грин

«Лучше всего делать это раз в день в 9.30 утра в будние дни и в 10.30 в выходные, и главное — ни в коем случае не выкладывать по два селфи подряд!». В документальной ленте дебютанта Джонатана Грина три подростка рассказывают о своих «правилах жизни» в Instagram. Фильтры, сталкеры, лайки: да, звучит не слишком зазывно — казалось бы, что мы не знаем о разнице между реальной жизнью и красивыми фоточками в соцсетях? Но фильм очень грамотно использует все необходимые инструменты в правильном формате — и никогда не будет лишним еще раз взглянуть на себя или своих знакомых со стороны.