Рейвы, Хаски, Сатана: Гид по Beat Film Festival
С 30 мая по 9 июня в Москве пройдет фестиваль документального кино Beat Film Festival, который по традиции отнимет у нас последние жалкие минуты сна — лайн-ап ломится от фильмов, которые хочется посмотреть немедленно.
Для тех, у кого времени в обрез, а приобщиться к прекрасному все-таки хочется, мы составили краткий курс счастливой жизни — десять ударных картин из основных программ смотра. Все дары фестиваля можно (и нужно) посмотреть здесь.
David Bowie: Finding Fame / Дэвид Боуи: путь к славе
Реж. Френсис Уэйтли
Фото / CoolConnection
Фильм-открытие фестиваля, последняя глава в выдержанной трилогии режиссера Френсиса Уэйтли о ключевых периодах творчества Дэвида Боуи. Первая картина, «Пять лет», рассказывала о возникновении Зигги Стардаста, вторая, «Последние пять лет», провожала артиста из нашего мира вместе с его альбомом Blackstar, «Путь к славе» — летопись неудач и ошибок. Да, даже у Дэвида они были, просто в пыли звездных лет мы успели об этом забыть. 11 лет фальстартов как утешение всем людям планеты Земля: если уж у Боуи не сразу получилось, то нам вообще не о чем беспокоиться.
PJ Harvey: A Dog Called Money
Реж. Симус Мерфи, в ролях: PJ Harvey
Фото / Beat Film Festival
Назвать фильм «документалкой о PJ Harvey» — значит сбить с толку потенциального зрителя: это картина об источниках вдохновения певицы, о том, как она видит мир, о самом мире вокруг нее, в конце концов. В поисках вдохновения для альбома The Hope Six Demolition Project Харви отправилась в Косово, Афганистан и Вашингтон, а режиссер Мерфи последовал за ней с камерой.
A Dog Called Money на 100% удается то, чего обычно ждут от всех фильмов такого типа — поймать магию того, как творческие люди превращают жизнь в искусство. Сделано это без изобретения велосипеда, самым простым способом: Мерфи просто проводит параллели «впечатление — песня». Но какая это уникальная возможность — смотреть за тем, как Пи Джей наблюдает мир, а потом трансформирует это в музыку. И несмотря на то, что эта близкая к успеху попытка «залезть в голову» певицы довольно интимна, в картине не опускается и громкий политический посыл — но и он представлен не как очевидный манифест, а вновь глазами Харви, очень лично и искренне.
Berlin Bouncer / Берлинский фейсконтрольщик
Реж. Дэвид Дитл
Фото / Beat Film Festival
«Берлинский фейсконтрольщик» — это биографии трех легендарных вышибал берлинских клубов: Свен Марквардт (Бергхайн), Смайли Болдуин (Delicious Donuts, King Size), Фрэнк Кюнстер (GI Disco, Cookies).
Камера просто следует за интересными людьми, которые рассказывают интересные вещи: о своем быте, о том, по каким принципам они пускают или не пускают людей в клуб (по большей части, интуитивно), вспоминают молодость и разрушение Берлинской стены. Важный документ (хотелось бы верить, что не уходящей) эпохи безумных рейвов.
Hail Satan? / Во славу тьмы?
Реж. Пенни Лэйн
Фото / Beat Film Festival
Портрет религиозной организации «Сатанинский храм», которая в основном занимается тем, что издевается над государством и христианами. Зачем? Во славе Сатаны, конечно! Фильм попытается разобраться, действительно ли эти ребята хотят «спасти душу нации» или у них на уме нечто совершенно иное.
The Inventor: Out for Blood in Silicon Valley / Изобретатель: жажда крови в Кремниевой долине
Реж. Алекс Гибни
Фото / Beat Film Festival
Один из самых плодовитых и уважаемых документалистов Алекс Гибни («Гонзо: Страх и ненависть Хантера С. Томпсона»), кажется, не успокоится, пока не снимет фильм о каждом более-менее важном аспекте современной истории США.
На этот раз в поле его зрения попал скандальный медицинский стартап Theranos, основанный в 2003-м году. Его создатели обещали перевернуть игру рынок экпресс-анализов крови и им охотно верили: компания оценивалась почти в десять миллиардов долларов. Однако позже Theranos поймали на подмене результатов и проект был закрыт.
Romantic Comedy / Ромком
Реж. Элизабет Сэнки
Фото / Beat Film Festival
В фильме «Ромком» актриса, музыкантка (группа Summer Camp), журналистка (The Guardian, NME, Vice), а теперь еще и режиссерка Элизабет Сэнки основательно прошлась с отверткой по жанру романтической комедии, вывернув наизнанку все клише и надавив на его главные болевые точки.
Ее оптика — феминистская, поэтому в центре исследования — женские образы (подобное кино до сих пор некоторыми считается «фильмами для девочек»). Такие картины гораздо больше, чем мы думаем, влияют на наше сознание, закладывая в него стереотипы об отношениях, чаще всего довольно вредные. Ведь в жизни любовь не всегда бывает до гроба, и не каждый роман заканчивается на ноте «долго и счастливо».
Zona / Зона
Реж. Клейтон Вомеро
Фото / Beat Film Festival
Осмысления постсоветского периода последние годы в кино хватает — начиная от «Тесноты» и заканчивая соседним «Хрустальным лебедем». Тем интереснее узнать взгляд извне: нью-йоркский режиссер Клейтон Вомеро прослеживает пути, по которым шла культура, топча в бетонную крошку руины Советского Союза.
Среди экспертов по вопросу — музыкальный критик Артемий Троицкий и основатель легендарного журнала «Птюч» Игорь Шулинский, в качестве героя современности — рэпер Хаски. Вомеро интересует не только возможность проанализировать этот кусок истории: он также собирает ее основные приметы и образы, что делает картину невероятно объемной.
Beats
Реж. Брайан Уэлш
Фото / Beat Film Festival
Еще один док про 90-е, но на этот раз прямиком из Великобритании, исполнительный продюсер — сам Стивен Содерберг. Конкретная точка отсчета — лето 94-го, пик нелегальных рейвов и всех сопутствующих им радостей.
Летопись главного молодежного движения тех лет, свободного, буйного, гениально чувствуюшего ритм, сужается до истории двух подростков из маленького шотландского города. Пользуясь формулировкой Гаспара Ноэ, it was just last night — последняя вечеринка их дружбы станет настоящим рубежом для каждого.
Studio 54 / Студию 54
Реж. Мэтт Тирнаур
Фото / Beat Film Festival
Взлет и падение одного из самых (если не самого) известных ночных клубов мира, места, где понятие рок-н-ролла как образа жизни становилось осязаемым. «Студия 54» стал для многих отчаянных и молодых отдельной вселенной, где каждый мог получить свои 15 минут славы, а уж свою дозу кокаина и подавно — надо было лишь шагнуть сюда и открыться безумию.
Основатели клуба, университетские приятели Ян Шрагер и Стив Рубелл, сделали ставку на полное равноправие и не прогадали: энергия внутри заведения била ключом, когда как за пределами клуба Нью-Йорк 70-х пожирали предрассудки по поводу сексуальной ориентации и цвета кожи.
Mike Wallace is Here / С вами Майк Уоллес
Реж. Ави Белкин
Фото / Sundance Film Festival
Ласточка с фестиваля «Сандэнс», безупречное по ритму кино о важнейшей фигуре тележурналистики, без которой невозможен бы был никакой современный YouTube (по крайней мере, тот его сегмент, где люди пытаются задавать друг другу вопросы).
Майк Уоллес начинал еще в 40-х, когда американское тв барахталось в люльке и достаточно быстро вырос в гиганта индустрии с сотней разных личин. Он первым начал задавать селебрити неудобные вопросы, стал пионером в области журналистских расследований, не боялся ни черта, ни Бога — и потому всегда был впереди всех.