Beat Film Festival 2017: «День Независимости»
Liberation Day / День Независимости
Режиссер: Мортен Тровик
В главных ролях: Boris Benko, Tomaz Cubej, Milan Fras, Janez Gabric
Дата премьеры в РФ: 27 мая в рамках Beat Film Festival
В начале 2015-го года знаменитая словенская группа Laibach сделала заявление, что собирается дать концерт в Северной Корее. То, что на словах звучало сюжетом для политического триллера в стиле сюрреализм, вскоре стало реальностью. Laibach выступила с мини-сетом, состоящим по большой части из песен фильма «Звуки музыки» и других каверов, упакованных в фирменную милитари-оболочку. Веса и без того впечатляющему событию придавал тот факт, что шоу было посвящено 70-летнему юбилею независимости Кореи от Японии после Второй мировой войны.
Фильм открывается издевательскими отрывками из выпуска шоу Джона Оливера, где интригующая новость Laibach goes to North Korea обыгрывается в духе «эээ и отвага». Кажется, что на таком градусе бодрости и пролетит вся картина, однако дальше нас ждет довольно выдающееся производственное кино, склеенное в основном из напряженных переговоров художника и режиссера Мортена Тровика с северокорейскими властями. Рутинные организационные вопросы превращаются в преодоление полосы препятствий; важно не пережать, расположить, не соскользнуть. За этими перепадами деловых интонаций занятно следить даже несмотря на то, финал известен заранее: все пройдет удачно.
Стилистика отбойного молотка, иронично бьющего по наковальне тоталитаризма, которую вот уже столько лет пестует Laibach, неизбежно прорывается в ленту, награждая ее необязательными, в общем-то, рюшами в виде пунцовых рамок или убыстренного темпа там, где можно было бы говорить и нормальным голосом. Но все это издержки небольшой развлекательной программы, за которой прячется любопытный разговор не столько о политике, сколько о том, действительно ли искусство не имеет границ.
Сама идея рок-концерта в стране, где на выезде у вас могут без объяснения причин стирать фотографии, не кажется бунтом или абсурдом только тогда, когда речь идет о такой группе, как Laibach, которая не скрывает того, что бережно отредактировала программу в угоду местным порядкам. Эта фига в кармане позволила им осуществить задуманное и слиться с заданным пространством в странном симбиозе: одетые в военную форму люди в благочинном ДК отбивают настойчивые ритмы, которые на поверку оказываются безобидными кавер-версиями золотых хитов. Они нашли друг друга, им друг с другом бесконечно интересно: КНДР получает незабываемый культурный опыт, а Мортен Тровик наглядно показывает, что искусство может проникнуть куда угодно, если оно достаточно податливо. Вопросы этики и морали отходят на второй план, когда появляется возможность спеть там, где до тебя не пел больше никто. Какое это имеет отношение к свободе? Какая разница: шоу продолжается.
Мария Ремига
Полную программу фестиваля и билеты на сеансы вы найдете тут.