«Битва полов»: This ain't a scene, it's an arms race
Battle of the Sexes / Битва полов
Режиссер: Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис
В главных ролях: Эмма Стоун, Стив Карелл, Андреа Райзборо, Сара Силверман
Дата премьеры в РФ: 7 декабря
Билли Джин Кинг (Эмма Стоун) — 29-летняя теннисистка, рекордсменка по числу побед на Уимблдоне, активно выступающая за равноправие в спорте между мужчинами и женщинами. Да так активно, что в какой-то момент она выходит из системы вместе с группой единомышленниц и создает Всемирную женскую теннисную ассоциацию. Пока Билли успешно катается по Америке и проводит матчи, ветеран тенниса Бобби Риггс (Стив Карелл) решает сменить надоевший образ жизни, где богатая жена запрещает ему азартные игры (в которых он мастер и без которых он как без воздуха) и вернуться в большой спорт. В частности — вызвать на поединок Кинг, чтобы, кроме прочего, поставить охреневших женщин на место (то бишь вернуть на кухню).
Поскольку та сначала отвечает отказом, Риггс берется за ее вечную соперницу Маргарет Корт (Джессика МакНэми) и одерживает победу. У Билли меж тем все идет отлично в профессии, не считая, конечно, внезапного романа с парикмахершей (Андреа Райзборо), что по тем временам было реальной угрозой карьере (плюс Билли на тот момент состояла в законном браке с Лоуренсом Кингом). Смотря на то, как Риггс все больше и больше утверждается в качестве главной шовинистской свиньи Америки и ставит под удар всю ее идеологическую борьбу, Кинг принимает решение все-таки согласиться на матч.
В том, что кино о борьбе за равноправие полов можно аттестовать как «милое» и «обаятельное», возможно, есть что-то бесконечно неправильное. Однако не стоит списывать все на попытку обернуть довольно болезненную тему в красивенькую обертку: режиссеры Дэйтон и Фэрис во всех своих фильмах проворачивают такой трюк, собирая из неврозов, комплексов и болевых точек симпатичное (извините, опять эти чертовы меховые прилагательные!) кино, которое принято проводить по ведомству независимого. «Битва полов» — история скорее голливудского масштаба, однако от себя не убежишь, и местами фильм оборачивается эдакой Little Miss Sunshine, только про взрослую женщину. Хорошо ли это? Как говорится, судить тебе, дорогой зритель.
С одной стороны, Дэйтон и Фэрис действуют по методу условного Пабло Ларраина и пытаются отбежать от байопик-канона настолько далеко, насколько хватит сил. Минимум эмоциональных манипуляций, живая камера, внимание к деталям, где то, как тот же Риггс выходит на корт, говорит о нем гораздо больше, чем все бодрые комментарии спортивных журналистов. С другой — прямолинейный сценарий явно не справляется с материалом, теряя тысячи акцентов личности Билли Джин. Кинг — не просто феминистка и уникальный профессионал, во многом именно благодаря ей теннис стал одним из самых популярных видов спорта, ее энергия очевидно выходит за рамки любого движения. То, что здесь она в первую очередь живой человек со своими страхами и сомнениями, полностью преданный своему делу — это отлично, но на этом, кажется, все характеристики и заканчиваются. Риггсу в этом плане не повезло еще больше: как персонаж более грубый и доступный, он периодически превращается в задорную карикатуру (прости, Стив).
Другое дело, что если поменять угол зрения и не рассматривать этот фильм как историю о важном этапе феминистического движения (для этого тут маловато фактуры) или как богато декорированную приметами времени драму про пот, кровь и слезы (для этого тут многовато лобовых приемов), то получается кино про профессионализм, про то, как человека определяет призвание. И с этой позиции здесь все в порядке: взгляды Кинг, ее личная жизнь становится необходимым, но все-таки фоном для борьбы за дело жизни, за достойное место в профессии. Просто Билли боролась не только ради себя, что и превратило частный случай в сюжет, вдохновляющий тысячи людей по всему миру вне зависимости от их пола, интереса к теннису и сексуальной ориентации.