«Дуэлянт»: Герои готовы умирать за деньги
Название: Дуэлянт
Режиссер: Алексей Мизгирев
В главных ролях: Владимир Машков, Юлия Хлынина, Франциска Петри, Мартин Вуттке, Сергей Гармаш, Юрий Колокольников, Александр Яценко
Дата премьеры: 29 сентября
1860-й год. В Санкт-Петербурге появляется загадочный человек по фамилии Яковлев (Петр Федоров), который за короткий период отправляет на тот свет порядка пяти-шести человек знатного происхождения. За это ему платят неплохие деньги, но он не профессиональный убийца, а дуэлянт, выполняющий определенные заказы и приходящий в нужное время в нужное место. Деньги, впрочем, не цель, а средство: когда-то давно семью Яковлева лишили дворянского титула, и теперь появился крохотный шанс выкупить честь обратно.
Однако это будет непросто, так как на его пути последовательно встанут могущественный граф Беклемишев (Владимир Машков), который непосредственно замешан в темных делах минувших дней; хитрый немец, организующий подлые дуэли (Мартин Вутке, Гитлер из «Бесславных ублюдков») и княжна Марфа (Юлия Хлынина), пытающаяся защитить от неминуемой гибели в поединке своего брата.
Во-первых, это красиво. Может быть, «Дуэлянт» не главный российский блокбастер года (сборы покажут), но точно самый визуально впечатляющий. Санкт-Петербург переливается всеми оттенками серого, камера местами совершенно сумасшедшая (Максим Осадчий, кажется, прыгнул выше головы), линия с алеутами — такая крошка-«Выживший», только динамичней раз в сто. Кроме того — и это, пожалуй, куда приятнее — это очень цельное и собранное кино, где каждая деталь не просто так торчит в кадре, просто чтобы была, а работает ради чего-то. В общем, после фильма отчаянно хочется двух вещей: дать себе обещание всегда носить с собой зонт, и чтобы Мизгирев с Любецки познакомился — ну так, на всякий случай.
Можно было предположить, что такая огромная махина, как «Дуэлянт» с потрохами сожрет своего автора, но не тут-то было. Удивительно, но это в первую очередь именно фильм Мизгирева, просто более дорогой, чем обычно. В центре повествования снова герой, похожий на рельсу цельного литья. Привычная для режиссера включенность в мировой контекст тоже есть: лента обречена на сравнения с «Шерлоками» Гая Ричи, но, кажется, по духу это больше «Банды Нью-Йорка» Скорсезе, «Таксиста» которого Алексей невольно цитировал в своем «Кремене». В конце концов, достаточно вслушаться в диалоги: сквозь слегка высопопарные виньетки, неизбежные для такого рода кино, прорывается фирменный мизгиревский стоицизм — «меня как пружину нельзя ворочать», «все умерли, а я терпел и не умирал» (на ум сразу приходит цитата из «Бубен, барабан»: «не можешь жить — не живи»). Самые сильные люди, как правило, оказываются мошенниками, хвост кусает собаку, не бойся крови, кровь боится тебя: подобных выводов с лихвой хватало и в предыдущих работах режиссера.
Понятно, что смотря просто хороший российский фильм, тем более рассчитанный на массовую аудиторию, так и норовит слегка преувеличить восторг, сделать скидку: мол, для наших широт-то совсем неплохо! Но в случае с «Дуэлянтом» этого делать как раз не хочется: это хорошо не для наших широт, это круто в принципе, без всякого вежливого снисхождения. И при этом «Дуэлянт» все-таки не идеальный фильм, в нем хватает недостатков.
Кровавая история чести и мести, сильно сдобренная романтикой, к концу начинает слегка крошиться от количества сюжетных линий, мотивов, жестких взглядов в упор, наконец появляется небольшое, но четко ощутимое чувство затянутости. Любовная линия — довольно невыразительная, единственная на весь фильм полноценная постельная сцена —откровенно идиотская (и не совсем постельная, но это будет уже спойлер). Машков и Федоров — отличные, а вот Хлынина первую половину фильма как будто не знает куда себя деть. Фанаты истории наверняка найдут кучу отступлений от учебника, кому-то это и вовсе покажется фестивалем пафоса с нахмуренными бровями, но самое ценное, что равнодушным в итоге не останется никто.
Мария Ремига