«Прекращение»: Daydreaming Days in a Daydream Nation
Прекращение/ Ang Hupa
Режиссер: Лав Диас
В главных ролях: Джоэль Ламанган, Пиоло Паскуаль, Шаина Макдауа, Пинки Амадор
Дата премьеры в РФ: 26 июля в рамках Strelka Film Festival by Okko
2034 год. Вот уже три года вся Юго-Восточная Азия прозябает в кромешной тьме из-за извержения вулкана в Сулавеси, а миллионы человек погибли из-за пандемии редкой формы гриппа. Апокалиптичная обстановка вызвала политический сдвиг в Филиппинах: используя военных, к власти пришел ультраправый и крайне параноидальный диктатор, который заменил полицию на летающих дронов, взял общество в ежовые рукавицы и похоронил надежду на свободное будущее страны. Однако в темных закоулках столицы зреет сопротивление, готовое остановить тирана.
В последние годы радикал Лав Диас, кажется, сделал непривычный для себя крен в сторону зрительского кино: неподъемные восьмичасовые опусы сжались до фильмов, которые так и хочется назвать «почти коммерческими». Важную психологическую отметку в пять часов не переступили отмеченная «Золотым львом» Венецианского кинофестиваля «Женщина, которая ушла», экспериментальный мюзикл «Сезон дьявола» и вот теперь научная фантастика «Прекращение», отвечающая социально-политической повестке дня.
Если в прошлых фильмах Диас меланхолично документировал реальность (большинство картин маэстро) или скрупулезно воссоздавал прошлое своей страны, подключая историческую память, легенды, литературу и музыку («Колыбельная скорбной тайне», «Сезон дьявола», «От предшествующего»), то новая лента демонстрирует дистопичный взгляд режиссера на недалекое будущее. Взгляд, надо сказать, довольно наивный, ограниченный и неожиданно популистский. Вместо богатого на нюансы мира и неоднозначного будущего, «Прекращение» предлагает либеральную страшилку, в которой сопротивление начинается с фразы «Fuck Nazis, Man».
2034 год по Диасу воплощает главные страхи 2019-го: вечно игнорируемое глобальное потепление и приход к власти правых бессовестно взаимосвязаны для создания кошмарного будущего, в котором всегда царит ночь, нищета и отсутствует свобода слова. Последнее выглядит особенно иронично, потому что у самого Диаса ни о каком плюрализме не может быть и речи. Под стать диахромному изображению он делит мир на черное и белое, опираясь на свой жесткий догматический ригоризм. Результат плачевный — «Прекращение» становится прямолинейным фильмом о противостоянии добра и зла с чередованием христианской морали.
Фото / THR
Карикатурному тирану, который кормит своего аллигатора человеческим мясом, сопротивляются уставшие от несправедливости хорошие люди — от военного офицера до учителя истории — готовые доблестно пожертвовать собой во благо Филиппин. Впрочем, герои не особо интересуют режиссера, как и детализация выдуманного мира, работа политических механизмов, более продуманное устройство социума в конце концов, выходящее за типичное расслоение на власть имущих и тварей дрожащих. Диасу намного важнее сгущать краски, четыре с половиной часа показывая больного параноика, орущего про уничтожение части населения планом со зловещим названием «Операция "Черный дождь"».
Визуальная амплификация из кадров типичного тоталитарного государства быстро утомляет, но у Диаса есть в рукаве козырь. Гнетущий нарратив о плохом-плохом человеке у власти филиппинец, он, как настоящий гуманист, подводит к концовке, оставляющей надежду на искупление и возможное очищение, которое режссер видит в детях. Жаль, к исходу пятого часа даже такой грандиозный финал выглядит всего лишь аккуратной точкой в памфлете, который слишком часто опускался до наглого морализаторства.