«Сделано в Америке»: I live the American dream

Сделано в Америке / American Made
Режиссер: Даг Лайман
В главных ролях: Том Круз, Донал Глисон, Сара Райт, Джесси Племонс, Калеб Лэндри Джонс
Дата премьеры в РФ: 12 октября 2017

Барри Сил (Том Круз), некогда подающий надежды пилот гражданской авиации, увяз в рутине из бесконечных коммерческих рейсов и мелкой контрабанды. Как и любому человеку с нереализованным потенциалом, ему хочется большего, и однажды он получает свой шанс — к нему приходит агент ЦРУ (вездесущий Донал Глисон) с предложением, от которого невозможно отказаться. Теперь Барри предстоит использовать свои таланты во благо Родины и распространения демократии в Центральной Америке. Ну и, конечно, чтобы заработать.

Если кто-нибудь однажды решит учредить награду за «самого стабильного режиссера в Голливуде», то Даг Лайман определенно будет одним из главных кандидатов на победу. Его фильмография — практически идеально ровная череда картин, чей уровень качества лишь слегка варьируется вокруг отметки «очень достойно». Зритель, идущий на картину Лаймана, всегда точно знает, чего ждать, и никогда в своих ожиданиях не обманывается. «Сделано в Америке» продолжает эту славную традицию.

Правда, один сюрприз фильм все же преподносит. Несмотря на размах истории (тут вам и ЦРУ, и картель Пабло Эскобара, и революционные движения в Латинской Америке) и в целом любовь режиссера к масштабным дорогим проектам, на деле «Сделано в Америке» оказывается весьма камерной лентой, поскольку Лайман больше концентрируется на личности Барри Сила, нежели на невероятных событиях, его окружающих. Подобный эффект возникает за счет псевдо-документальной съемки и нарочито несерьезной манеры повествования, что невольно вызывает ассоциации с «Игрой на понижение».

В общем-то, именно такой не совсем типичный подход к истории выделяет работу Лаймана на фоне других фильмов о безумных авантюристах, воплотивших «американскую мечту», и не дает ей стать очередным ««Волком с Уолл-Стрит» для бедных». И хотя иногда кажется, что «Сделано в Америке» вот-вот свалится в штампы, режиссер каждый раз умудряется в последний момент вытянуть штурвал и поднять свой самолет очередной колкой шуткой или едким политическим комментарием (чаще — всем сразу).

Юмор — вообще одна из самых сильных сторон картины. Том Круз так не развлекался, кажется, со времен роли Леса Гроссмана в «Солдатах неудачи», а Дагу Лайману в принципе всегда нравилось разряжать серьезные сцены внезапными гэгами. Здесь он в этом деле достигает новых высот, и лента, несмотря на жанровое многообразие, ближе всего именно к комедии. Правда, к концу она все-таки мутирует в поучительную драму.

В этом, к слову, единственная, но довольно серьезная проблема фильма. Где-то в глубине достаточно оригинальной формы таится вторичное содержание, которому лучше бы там и оставаться, но нет, в финале Даг Лайман раскрывает все карты и ненароком обнажает весьма банальный посыл. Не то чтобы в этом была его вина — как ни крути, сюжет основан на реальной истории и так или иначе обязан ей соответствовать. Но все же, наверное, можно было раскрыть основную идею несколько изящней.