«Амбивалентность»: You're My Number One Guy
Амбивалентность
Режиссер: Антон Бильжо
В главных ролях: Егор Морозов, Данил Стеклов, Ольга Цирсен
Премьера в РФ: 28 марта 2019
Два студента-психиатра Стас и Петя (Егор Морозов и Данил Стеклов соответственно) — лучшие друзья. Стас зациклен на учебе и отлично ладит со своими образцовыми родителями. Петя играет на ударных в рок-группе под названием «Курица» и отлично ладит с пациентами психиатрической больницы. Однажды Петя застревает с мамой Стаса Катериной Сергеевной (Ольга Цирсен) в лифте, нетривиально помогает ей справиться с приступом клаустрофобии, и их отношения начинаются стремительно развиваться. Все это, конечно, не ускользает от внимания Стаса.
«Амбивалентность» — камерное кино в самом интимном, тонком, высоком, если угодно, смысле; настоящая поэзия. Каждое слово в диалогах здесь на своем месте, а незначительные с первого взгляда мелочи — вроде разговора о Святом Себастьяне, Дебюсси в саундтреке или подарочной музыкальной пластинки — обязательно вплетаются в общую картину.
Кроме прочего, это мини-руководство по тому, как с помощью маленьких деталей создать скрытый лейтмотив или намекнуть на обсессивно-компульсивное расстройство героя. Сценарий к картине написали Сергей Тарамаев и Любовь Львова («Зимний путь», «Метаморфозис»), а режиссером выступил Антон Бильжо, автор эротической драмы «Рыба-мечта». Кажется, столь идеально дополняющего друг друга тандема «режиссер-сценарист» отечественному кино очень не хватало.
Кадр из фильма «Амбивалентность» / ПРОвзгляд
Психологические портреты героев, если приглядеться, выписаны буквально по симптомам, хоть нам и не известна вся «история болезни». Сначала кажется, что за неадекват тут отвечает Петя — именно он влезает в бессмысленные драки и может внезапно остановить машину, чтобы лечь посреди шоссе. Но потом в игру вступает тихая психопатия Стаса, которую он прикрывает излишней «нормальностью», и вот тут понимаешь: к этому человеку ты бы в машину не сел, этот человек способен и домик из трупов построить, если что.
Изображение динамично подстраивается под настроение героев: то утопает в неоне, то сдержанно скрывается в приглушенных тонах, то ослепляет хирургической бело-серо-голубой палитрой. Москва здесь такая, какой ее обычно в кино не бывает — замкадные шоссе, странные рестораны, темные закоулки, как будто кто-то там сверху роется и в ее подсознании тоже. Ко всему этому добавляется одна из красивейших постельных сцен последних лет (как минимум) — причем вне постели!
Кадр из фильма «Амбивалентность» / ПРОвзгляд
Зеркало на самом деле кривое, больничная палата не слишком отличается от съемной квартиры, грань между здравым смыслом и сумасшествием тонка — выражаясь слоганом фильма, «безумие ближе, чем кажется». Амбивалентность здесь на самом деле больше, чем двойственность — скорее, целый клубок противоречий, в котором нет правых и неправых: только те, кто признается или не признается в своей мании.