All tomorrow's parties
Как известно, лучшие на свете вещи попросту не случаются. Доказательством этому служат, например, бесконечные нереализованные проекты всяких прекрасных людей (Гиллиам, ау, где «Дон Кихот»?), «черные списки» сценариев, пропавшие в никуда пилоты и трейлеры. И проблема не только в деньгах – фильмы и сериалы внезапно зарубают продюсеры, режиссеры в процессе производства сходят с ума, актеры уходят в закат, иногда случается какая-нибудь революция/война и становится вообще не до съемок.
В начале октября в рамках медиа форума в Петербурге показали тестовый (т.е. не для эфира) пилот сериала «Завтра». Сценарий к нему написали кинокритик Роман Волобуев (он вдобавок выступил режиссером) и журналистка Елена Ванина, снимали специально для телеканала «Дождь» (Наталья Синдеева – автор идеи), но потом случилось известно что, и проект провалился в черную дыру.
Тут мне следует сразу покаяться и снизить градус читательского доверия. Моя безграничная любовь к Роману Волобуеву – это локальный мем и повод для шуток среди всех моих немногочисленных (в большинстве своем и вовсе воображаемых) друзей. Перед премьерой многострадального пилота я протерла свою объективность чистой тряпкой, попыталась сымитировать склероз, но, конечно, все мои попытки провалились туда же, куда и перспективы сериала после истории с «Дождем». Пытаясь пойти от противного и вспоминая, что с сериалами в России последние несколько лет, за редкими исключениями – беда-беда, я стала ожидать худшего. Худшего, однако, не случилось.
Идея сериала такая – кандидат в президенты от оппозиции неожиданно приходит к власти. У него есть план, по поводу того, как обустроить страну – но никто не знает какой. Глава его предвыборного штаба отшучивается, что все будет хорошо и весело: Владивосток обменяют на Тибет, а государственной религией сделают буддизм. На самом деле, конечно, в штабе такой же бардак, как и везде – потенциальный премьер-министр не отвечает на звонки, речи пишет случайно зашедшая девочка с печальными глазами, а венчает все перспектива отключения электроэнергии по всей Москве за долги.
Самое главное, что хочется сказать о пилоте - он очень смешной. И не в том печальном смысле, в котором бывают смешны российские сериалы (разряд «так плохо, что аж хорошо»). В пилоте полно реально отличных шуток, по нему разбросаны забавные «пасхалки» (например, фото Линча рядом с фотографией Тупака Шакура в кабинете), сериал не одномерный, в нем, при желании, можно найти много веселых деталей, которые не сразу бросаются в глаза. «Завтра», что важно, не держит зрителя за идиота. И это приятно, даже если мы, зрители, и правда порой ведем себя как идиоты.
По словам авторов, первоначальная версия сценария была еще веселей и жестче. В ней Собчак возвращалась с каторги, а у Кашина твиттер был встроен прямо в голову (и ему ничего нельзя было показывать, все сразу публиковалось в сети). Однако пока проект был в разработке, реальность догнала и перегнала даже самые абсурдные идеи.
Несмотря на то, что пилот смотрится несколько сыро (как иронично заметил продюсер Александр Бондарев в рассказе о поиске инвесторов - «хреново снято»), он показывает одну важную вещь. Проблема сериалов в России не только и не столько в том, что деньги уходят не туда, актеры либо изображают радостные деревья, либо вообще не в курсе, как хоть что-нибудь изображать, а в том, что сценаристы попросту не могут сесть на жопу ровно (потому что в ней намертво застряли руки) и написать нормальный сценарий, придумать смешные шутки и сделать героев похожими на людей. И огромная победа «Завтра» в том, что по нему видно, что его придумали живые, умные люди.
Перспективы у сериала, конечно, туманные. Но вот я, например, готова лично с шапкой стоять в переходах, лишь бы они смогли снять продолжение.
Мария Ремига