70-й Каннский кинофестиваль: День 7-8
Седьмой день фестиваля прошел очень тихо, мы посмотрели только один фильм конкурсной программы — «Сияние» Наоми Кавасе. На этом показе стало понятно, что силы журналистов уже на исходе: многие спали на сеансе — из-за тотальной физической усталости, а вовсе не из-за скуки, навеянной картиной. Новая работа японского режиссера рассказывает о девушке Мисако, которая озвучивает фильмы для слепых и слабовидящих людей. На одном из рабочих совещаний она знакомится с Масайей, известным фотографом, который теряет зрение.
Кавасе, как и большинство жителей страны восходящего солнца, больше интересует вечность, а не суета, поэтому в ее фильмах такой неспешный темп. На этот раз у режиссера получилось размышление не столько о коммуникации, сколько о взаимопонимании между людьми с разными физическими способностями. Страшная по моральным соображениям сюжетная линия про постепенно слепнувшего человека, который теряет из-за недуга дело всей своей жизни, под конец растворяется в сиянии обретенного покоя.
Восьмой день фестиваля мы ждали с особым трепетом, поскольку утром прессе показали новый фильм Софии Копполы The Beguiled (у нас перевели как, прости господи, «Роковое искушение»). Это ремейк ленты 1971 года «Обманутый» с Клинтом Иствудом в главной роли. София как-то обмолвилась, что решила сделать свою интерпретацию знаменитой картины, но, к сожалению, ничего нового в старую историю ей внести не удалось.
Во времена Гражданской войны в США раненый янки Джон МакБарни сбегает с поля боя и прячется в лесу, истекая кровью. Его находит юная ученица из школы-интерната для девушек и отводит в укрытие. Надзирательница мисс Марта, учительница Эдвина и четверо послушниц поначалу были не в восторге от такой компании и хотели сдать его конфедерантам, но решили подождать, пока у того заживут раны. С ходом времени каждая из девушек попадает под очарование капрала и старается произвести на него впечатление, что провоцирует неизбежное соперничество и в итоге приводит к необратимым последствиям.
София сняла практически пошаговый ремейк оригинальной картины, при этом выбросив из сюжета множество важных деталей, которые делали фильм целостным. Остался только блеклый отпечаток первоначальной версии, но с хорошо знакомыми нам актерами и красивейшей операторской работой. Правда, еще появились розовые титры, которые задают тон всему фильму. Смысл перезапуска классической ленты остается не ясен, разве что на Колина Фаррелла в неглиже лишний раз полюбоваться и удивиться тому, что Николь Кидман вообще стареть не собирается. При всей безграничной любви к Софии, её версия The Beguiled нас сильно разочаровала.
Каждой конкурсной программе по своему Шону Пенну. Нас ждал двухчасовой аттракцион пыток умопомрачительной тупостью – байопик «Роден», рассказывающий о творчестве и бесчисленных любовных интригах великого скульптора.
Звучит, конечно, круто, но на выходе нас ждала переполненная клише (на любой вкус и цвет) драма, каждая минута которой пропитана фальшью и претенциозностью. Актёры произносят свои шаблонные реплики так, будто зачитывают их шекспировским тоном с телесуфлера, действие безобразно затягивается, а чтобы зритель не скучал, режиссёр периодически вставляет сцены секса, да такие, что у особо впечатлительного зрителя может навсегда пропасть желание им заниматься. Таким темпом к середине фильма создаётся ощущение, что это просто чей-то розыгрыш, он, возможно, сейчас прекратится, и нам включат настоящий фильм. Смотреть на все это, не пробив лицо ладонью, невозможно. Даже если вы очень любите Огюста Родена. Особенно если вы любите Огюста Родена. Берегите себя и своих близких.
Также мы побывали на специальном показе последней картины иранского режиссера Аббаса Киаростами «24 кадра». Задумка фильма заключается в «оживлении» статичных планов: автор отобрал двадцать четыре таких и представил, что могло на них произойти до или после запечатления. На бумаге это выглядит интересным экспериментом на стыке искусств, фотографии и кинематографа, но на деле ничего не получилось. Непонятно, по какому принципу были отобраны кадры, большинство из них само по себе не представляет никакого интереса. Динамичность в каждой сцене достигается одинаковыми приемами: либо пойдет снег/дождь, либо пролетят птицы (их в картине подозрительно много), либо по тропинке пройдет какое-нибудь животное. Отторжение вызывает компьютерная графика, с помощью которой нарисовали и зверей, и даже осадки. Но пара удачных кадров имеется, из-за чего закрадывается мысль, что проект был недоработан по причине кончины режиссера, но его все равно решили показать публике. Критики, например, эту работу не приняли: во время сеанса ушла чуть ли не половина зала.
В «Особом взгляде» состоялась премьера фильма «Теснота» ученика великого Александра Сокурова — Кантемира Балагова. Лента представляет из себя драму о похищении двух повенчанных подростков из еврейской общины в Нальчике в 1998-м году. Судя по картине, план по децентрализации российского кино Сокуровым можно считать успешным — у Балагова вышел очень достойный дебют, затрагивающий темы разобщенности и свободы без присущего обычно пафоса и воссоздающий на экране достоверный слепок кавказской России, которая не так уж часто появляется на экранах. Более того, фильм работает и как сильная, опустошающая семейная драма в ключе Фархади с поправкой на ближневосточный менталитет.