X-Files: The Best


24 января, спустя 13 лет после выхода в эфир последней серии «Секретных материалов», выходит новый, десятый сезон. В связи с этим мы решили вспомнить любимые эпизоды сериала. Поскольку основную ветку в любом случае не обойдешь стороной, акцент ставился на внесюжетных сериях.


s1e1 Pilot
сценарий Криса Картера, реж. Роберт Мэндел

Все великое должно с чего-то начинаться. Первая серия «Секретных материалов» — старт весьма и весьма удачный; трудно представить, что у кого-то могли возникнуть сомнения по поводу дальнейших съемок сериала: начало ветви с НЛО, химия между Андерсон и Духовны, чьи позиции подкреплены их прошлым и вступают в противоречие друг с другом, таинственный курящий человек, который всегда мелькает в кабинетах ФБР, концовка, намекающая на заговор в высших органах власти.


s1e3 Squeeze
сценарий Глена Моргана и Джеймса Вонга, реж. Гарри Лонгстрит

Первая серия категории Monster-of-the-Week, представляющая одного из известнейших антагонистов сериала — Юджина Виктора Тумса. Убийства с одинаковым почерком (нет следов проникновения, у жертвы отсутствует печень) происходят с промежутком в 30 лет с 1933 года. Совершает их Тумс, обладающий способностью сужать свое тело и пролезать через дымоходы и вентиляционные трубы. Печень поддерживает в нем жизнь на период спячки в созданном им гнезде из старых газет и желчи. Это один из самых пугающих эпизодов, после которого вы по-другому посмотрите на вытяжку в своем доме.


s1e17 E.B.E.
сценарий Глена Моргана и Джеймса Вонга, реж. Уильям А. Грэм

Эпизод из основной сюжетной арки, доказывающий один из главных тезисов сериала — Trust no one. А также показательная серия в плане приверженности Малдера к тому, чем он занимается, порой граничащей с одержимостью. Чтобы Малдер не выглядел совсем сумасшедшим, в этом эпизоде создали трио «Одиноких стрелков» — его единомышленников и редакторов журнала о паранормальном. Дальнейшее их появление в сериале не планировалось, но троица так полюбилась публике, что стала главными героями нескольких эпизодов и даже обзавелась спин-оффом.


s2e03 Blood
сценарий Глена Моргана и Джеймса Вонга, реж. Дэвид Наттер

В небольшом городке в Пенсильвании происходят странные случаи массовых убийств: совершают их крайне обычные люди, которые обретают невероятную силу при вспышке ярости, и на каждом месте преступления находят разбитые цифровые устройства. Эпизод, вдохновленный частыми в США печальными инцидентами, оперирует различными страхами: боязнь потери контроля, вида крови, технических устройств, правительственных экспериментов. Выливается все в крайне интересную и напряженную серию.


s2e20 Humbug
сценарий Дэрина Моргана, реж. Ким Мэннерс

Первый очевидно юмористический эпизод, снятый по сценарию Дэрина Моргана, который написал всего четыре серии, но внес весомейший вклад в наследие шоу. Скалли и Малдер расследуют серию жестоких убийств в лагере цирковых работников. Как и предполагалось, все это выглядит как фрик-шоу, где даже церемония погребения превращается в полнейший идиотизм. Примечательно, что в эпизоде снялись настоящие цирковые артисты и Майкл Дж. Андерсон, известный по роли карлика в «Твин Пикс».


s3e4 Clyde Bruckman's Final Repose
сценарий Дэрина Моргана, реж. Дэвид Наттер

Неприглядный молодой парень совершает убийства предсказателей, пытаясь найти ответ на вопрос, почему он это делает. Одно из тел находит Клайд Брукман, сообщающий на допросе вещи, которые не мог знать. Выясняется, что он обладает экстрасенсорными способностями, и особенно хорошо ему дается предвидение смерти людей.
Общепризнанно один из лучших эпизодов сериала, получивший две «Эмми» за лучший сценарий и лучшего приглашенного актера (Питер Бойл). И это весьма заслуженно: в серии работают все элементы — юмор, драма, триллер и фантастика. Изначально в шутку написанная фраза Брукмана о том, что Скалли никогда не умрет, стала предметом всевозможных спекуляций. Здесь же Дана унаследовала от умершей соседки собачку Квикега, названную в честь персонажа «Моби Дика» — одной из главных историй о предопределении, роке, или как там его называют.


s3e20 Jose Chung's From Outer Space
сценарий Дэрина Моргана, реж. Роб Боумэн

Еще один кусок гениальности от Дэрина Моргана — эпизод об одном очень странном случае похищения инопланетянами, рассказанный в стиле «Расёмона» Куросавы несколькими людьми, чьи истории противоречат друг другу. Писатель Хосе Чанг, который ваяет свою новую книгу о похищении, обращается за помощью к Скалли и Малдеру. Скалли, как его поклонница, с радостью соглашается.
Редкая серия об инопланетянах, не входящая в основную арку, но по очевидным причинам: Морган мастерски высмеивает каноны жанра и подтрунивает иногда над теми, которые были созданы в самих «Секретных материалах»; уморительно рисует портреты городских сумасшедших и элегантно сводит концы с концами.


s4e2 Home
сценарий Глена Моргана и Джеймса Вонга, реж. Ким Мэннерс

При просмотре этого эпизода до сих пор задаешься вопросом, как его вообще выпустили на ТВ. Глен Морган и Джеймс Вонг создали 40-минутный фильм ужасов, смешивающий темы инцеста, южной готики и семейного помешательства в лучших традициях «Техасской резни бензопилой». Уже самое начало, в котором три брата закапывают заживо новорожденного уродца, заставляет притихнуть, но, как оказывается, дальше все будет только хуже, вплоть до холодящей жилы концовки. Некоторые люди после этой серии всерьез задумались, стоит ли продолжать смотреть «Секретные материалы».


s4e7 Musings of A Cigarette Smoking Man
сценарий Глена Моргана, реж. Джеймс Вонг

Эпизод, рассказывающий более подробно о Курильщике — главном антагонисте сериала. Оказывается, что он был исполнителем главных политических убийств в США и что он — неудавшийся писатель, который готов прекратить заниматься своим делом, как только его опубликуют. Именно это в конце концов и происходит, но не совсем так, как Курильщику хотелось бы. Искрометный и изобретательный эпизод, который легким росчерком создает альтернативную историю и вместе с тем находит убедительную (и, как это обычно случается, довольно смешную) причину того, почему Курильщик — это Курильщик.


s4e10 Paper Hearts
сценарий Винса Гиллигана, реж. Роб Боумэн

Один из самых волнующих эпизодов, в котором ставится под сомнение один из краеугольных камней в судьбе Малдера — похищение его сестры Саманты инопланетянами. Пойманный серийный убийца девочек, который вырезал из одежды своих жертв лоскутки в форме сердца, утверждает, что он убил Саманту. Прекрасно показанный Томом Нунэном маньяк играет на чувствах Малдера, примерно как Спейси в «Семь», и серия в целом сквозит отчаянием, опустошая и оставляя в душе сомнение, так и не подводя черту.


s4e12 Leonard Betts
сценарий Винса Гиллигана, Джона Шибана и Фрэнка Спотница, реж. Ким Мэннерс

Самый популярный эпизод, если судить по телевизионным рейтингам: его посмотрело около 29 миллионов человек. Связано это с тем, что серия была показана сразу после игры на Суперкубок, хотя вышла она совсем не тем, чего ожидали. Казалось бы, такой слот мог позволить создателям сыграть безопасно, но они сотворили злодея, который питается злокачественными опухолями и может отращивать конечности. Серия хоть и не относится к основной сюжетной арке, но очень мощно влияет на нее.


s4e20 Small Potatoes
сценарий Винса Гиллигана, реж. Клифф Боул

В одном городе пять замужних женщин рожают детей с хвостами. Все обвиняют местного гинеколога, но Малдер выходит на след Эдди ван Бландта, уборщика-неудачника, который, помимо хвоста, обладает способностью превращения в любого человека.
Винсу Гиллигану надоело писать только мрачные эпизоды, и он решил создать комедийный — позвал на роль ван Бландта уже упоминавшегося сценариста Дэрина Моргана и пошло-поехало. Такой талант пропадал, оказывается: сцены, в которых ван Бландт изображает Малдера, поистине бессмертны.


s5e5 The Post-Modern Prometheus
сценарий и режиссер Крис Картер

Самый стильный эпизод сериала, снятый в ч/б и основанный на «Франкенштейне». Картер сразу отметает какую-либо связь с реальностью, намекая, что события происходят в комиксе и представляет нам историю об одном монстре, который добр внутри, и о его создателе, который и есть настоящий монстр. Трогательный рассказ, поданный в прекрасной форме, с концертом Шер в качестве вишенки на торте.


s5e11 Kill Switch
сценарий Уильяма Гибсона и Тома Мэддокса, реж. Роб Боумэн

Иногда шоураннеры приглашали известных писателей для создания сценариев. Серия за авторством Стивена Кинга вышла не совсем удачной, а вот одни из основателей киберпанка Уильям Гибсон и Том Мэддокс приложили руку к очень хорошему эпизоду. Главным антагонистом здесь является вышедший из-под контроля искусственный интеллект, наделенный способностью отслеживать любые объекты и поражать их с воздуха. Виртуальная реальность влияет на обычную жизнь и для некоторых становится настоящей. Все предмиллениумные фобии по поводу будущего блестяще обыграны, и это одна из серий, которая может помочь почувствовать дух времени. В дальнейшем Гибсон и Мэддокс написали еще один эпизод "First Person Shooter", но он вышел достаточно плохим.


s5e12 Bad Blood
сценарий Винса Гиллигана, реж. Клифф Боул

Малдер и Скалли отчитываются перед своим начальником Уолтером Скиннером об убийстве Малдером молодого парня, который, как он считает, был вампиром. Каждый из агентов рассказывает свою версию истории, где персонажи и события те же, но окраска их отличается разительно.
Очередной шедевр Винса Гиллигана, который является невероятно смешным и очень точно раскрывает отношения Скалли и Малдера посредством расхождений в их отчетах. Здесь также снялся Люк Уилсон в роли шерифа, блестяще играющий секс-символа в одной версии и дебиловатого деревенщину в другой. Плюс есть очень полезный совет о том, как выжить, если вы встретились лицом к лицу с обсессивно-компульсивным маньяком.


s6e3 Triangle
сценарий и режиссер Крис Картер

Где-то рядом с Бермудским треугольником появляется корабль-призрак, на борт которого попадает Малдер после крушения своей лодки. Он понимает, что очутился в другом временном отрезке — в 1939 году, и корабль захватили нацисты. Скалли в этот момент пытается с помощью «Одиноких стрелков» найти пропавшего Малдера.
Эпизод, который можно рассматривать и как сон, и как искаженную действительность, был сделан с концептом бесшовной съемки. Крису Картеру пришло в голову создать серию из четырех одиннадцатиминутных фрагментов. Идею пришлось скорректировать по техническим причинам, но выглядит все равно впечатляюще. Также радуют параллели между людьми из 1939-го года и персонажами из настоящего: так, штандартенфюрер, командующий захватом корабля, выглядит, как Курильщик, а офицер нацистов, который в последний момент спасает Малдера от проверки документов, — это Скиннер. Сцена выпадения Малдера из этой реальности тоже запоминается надолго.


s6e12 One Son
сценарий Криса Картера и Фрэнка Спотница, реж. Роб Боумэн

Самый жесткий эпизод основной сюжетной арки, твисты и головы в котором летят налево и направо. В общем и целом это выглядит как огромный погребальный костер, где сгорает все, что было, чтобы на пепле начать все заново. Отцы и дети, Синдикат, захват инопланетян — все задействовано в захватывающем и попросту очень крутом зрелище.


s6e14 Monday
сценарий Винса Гиллигана и Джона Шибана, реж. Ким Мэннерс

Подстреленный Малдер лежит на полу в банке, захваченном бандитом. Скалли пытается его спасти, но тщетно — бандит взрывает бомбу, и все погибают. Затем Малдер просыпается и понимает, что его водяная кровать прохудилась и затопила соседа снизу — нужно возместить ущерб. Он идет в банк, и все повторяется заново. Агенты, таким образом, попадают во временную петлю, которая каждый раз перезапускается и забывается всеми, кроме Пэм — девушки того самого бандита. Она каждый раз пытается предотвратить ужасное и каждый раз безуспешно.
Блестящий и выверенный эпизод о временных аномалиях, который сочетает напряженную психологическую драму (шутка ли, в самом начале умирают главные герои) и комедийные элементы, превращаясь по итогу в одну из визитных карточек сериала.


s6e15 Arcadia
сценарий Дэниэла Аркина, реж. Майкл Уоткинс

В идеальном районе двухэтажной Америки с женатыми парами среднего и выше класса исчезает целая семья. Малдер и Скалли заселяются как муж и жена в один из домиков, чтобы узнать больше об этом странном случае.
Жесткая и смешная сатира на семейную идиллию и американскую мечту, которая показывает, что за глянцевым лоском зачастую скрывается жуткая картина, сложенная из нацистских порядков пресечения любых отклонений и жертвоприношений некоему монстру, который всегда поджидает за углом. В какой-то мере недавний «Бабадук» соотносится по смыслу с этим эпизодом.


s6e19 The Unnatural
сценарий и режиссура Дэвида Духовны

Первый написанный и снятый Дэвидом Духовны эпизод — очень и очень удачный. Большинство событий происходит в 1947 году в Розуэлле, где Ку-Клукс-Клан пытается поймать талантливого темнокожего игрока в бейсбол Джоша Эксли. Но оказывается, что ни они, ни бейсболист не являются теми, за кого себя выдают. Трогательный эпизод, исследующий темы расизма и человечности, которая может проявляться и среди не совсем людей.


s6e21 Field Trip
сценарий Джона Шибана и Винса Гиллигана, реж. Ким Мэннерс

У каждого уважающего себя сериала должен быть бредовый сюрреалистический эпизод, и в «Секретных материалах» этот — как раз такой. Подвергнутые воздействию галлюциногенных грибов (не купленных у дилера, они сами пришли), Скалли и Малдер путешествуют по миру иллюзий, который кажется порой невыносимо реальным, и проваливаются из одного бреда в другой. Вполне реально самому совершить трип от происходящего — вязкая атмосфера серии тому в помощь.


s7e11 Closure
сценарий Криса Картера и Фрэнка Спотница, реж. Ким Мэннерс

Одна из самых противоречивых серий, которая завершает историю поиска Малдером своей сестры. И хотя можно много говорить о логичности конца и о том, что можно было сделать все лучше, чувство освобождения и очищения, которое ощущаешь от эпизода, дорогого стоит. Человек, всю жизнь цеплявшийся за одну навязчивую идею, наконец-то отпускает ее, и это невыносимо мощно и трогательно. Как говорится, ты бесчувственная сволочь, если не плакал на этом моменте.


s7e12 X-Cops
сценарий Винса Гиллигана, реж. Майкл Уоткинс

Эпизод, вдохновленный популярным документальным сериалом Cops и снятый на ручную камеру. Обставлено все как обычный выезд съемочной группы Cops, которая встречает Малдера и Скалли на месте происшествия. Действие разворачивается в типичном для шоу неблагополучном районе с проститутками и наркоторговцами, но не все так просто: Малдер считает, что здесь орудует оборотень. Аутентично сделанный (благо для съемок и монтажа приглашали настоящую команду Cops) постмодернистский эпизод, раздвигающий рамки сериала и подтрунивающий над телевидением.


s7e21 Je Souhaite
сценарий и режиссер Винс Гиллиган

Молодой и не слишком обремененный умом мужчина убирается у себя на работе по требованию босса и находит женщину-джинна. Потратив два первых желания на затыкание начальнику рта и на лодку, которая теперь стоит на его лужайке и облагается большим налогом, он серьезно думает о том, каким должно быть третье. Несмотря на подсказки джинна, он выбирает невидимость, и его тут же сбивает насмерть грузовик. Начинается расследование, в ходе которого Малдер узнает, что джинн уже исполнял желания нескольких людей, которые потом теряли все, — в их числе Бенито Муссолини и Ричард Никсон.
Сказочный эпизод с моралью о том, что даже великие возможности не сделают дурака гением и ничто не может прийти просто так. Гиллиган показывает все в убийственной форме, выдавая одну из смешнейших серий прямо перед последним мрачным эпизодом, в котором от нас уйдет Малдер.


s9e17 Release
сценарий Дэвида Аманна, реж. Ким Мэннерс

Восьмой и девятый сезоны, конечно, сильно уступают по уровню предыдущим, но выдающиеся серии в них тоже имеются, правда, обычно в основной сюжетной арке. Впрочем, есть и исключения, как этот эпизод, который и не имеет никаких дел с паранормальным. Здесь раскрывается тайна смерти сына Джона Доггетта, которая мучила его все это время. Эмоционально перекликающаяся с Paper Hearts и Closure серия и мощна, и убедительна, и в кои-то веки создает должную эмоциональную привязку к персонажу, который оказался на невыгодной позиции заменяющего Малдера.


s9e19-20 The Truth
сценарий Крис Картер, реж. Ким Мэннерс

Малдера задерживают на военной базе и подвергают военному трибуналу. Скиннер вызывается выступать его адвокатом, а Скалли, Доггетт, Рейес и ко становятся свидетелями.
Финальный сдвоенный эпизод, конечно, получился неровным: вопросов в нем больше, чем ответов, многие ветки повисли в воздухе, а обещания так и остались невыполненными. Но серия действительно подводит итоги — флешбэками, возвращенными персонажами в различных формах заставляет вспомнить весь сериал. Это такой пересказ в краткой форме для тех, у кого мало времени. Впрочем, этим дело не ограничивается: ветка Малдера и Скалли здесь прекрасно завершена, и эмоциональные посылы надежды и доверия как нельзя ясно выражаются в последней безумно трогательной сцене диалога между ними. Это был хороший путь, все было не зря.


Бонус. Где-то я этих посонов видел:

Сергей Кощеев


comments powered by Disqus