Иди и смотри: Laura

Мария Ремига,

Детектив Марк МакФерсон (Дэна Эндрюс) расследует убийство Лоры Хант (Джин Тирни), которая как-то уехала за город подумать о том, надо ли ей замуж за одного красивого бездельника и не вернулась вовремя. Марк – парень хладнокровный, у него есть все, что нужно для успешного расследования: блокнотик с ручкой и карманный бейсбол. Пока он спокойно передвигается из пункта А в пункт Б, вынюхивая улики, круг подозреваемых мучительно рвет нервишки – по самым разным причинам. Кандидаты в тюрьму – один лучше другого: старый друг Лоры, влиятельный колумнист и невыносимый сноб (Клифтон Уэбб), тот самый красивый бездельник, за которого жертва собиралась замуж (Винсент Прайс), увядающая богатая дама, подкидывающая бездельнику деньги (Джудит Андерсон).

«Лора» - прекрасный образец жанра «все гибнут из-за бабы» (т.е. нуара). Этим фильмом, поговаривают, вдохновлялся Линч, когда придумывал «Твин Пикс», Брайан Де Пальма обширно цитировал его в «Черном георгине», между тем сама «Лора» - очень простая, лаконичная, местами глуповатая, но безумно завораживающая штука. Ее поставил в 1944-м году Отто Премингер – хороший, но не сказать, что выдающийся режиссер. И «Лора», на первый взгляд, кажется такой же – хорошей, но совершенно необязательной. К фильму, правда, можно выкатить целый список претензий: персонажи картонные, клише на клише сидит и клише погоняет, убийца – дворецкий, порой вообще кажется, что весь фильм нарисован маслом поверх старой фотографии и никакой жизни там нет. «Фильм в основном состоит из сцен, где хорошо одетые люди в роскошных квартирах разговаривают с полицейским» - так в свое время писал про картину Роджер Эберт, и, в принципе, к этому нечего добавить: действительно стоят и разговаривают, больше ничего. Но глаз почему-то не оторвать. Отто осторожно вводит зрителя в какое-то странное состояние, в котором вообще перестаешь думать, буквально гипнотизирует и потом одним ударом, одной финальной сценой резко возвращает в реальность. И ты осознаешь, что почти полтора часа пялился в экран как кролик на удава, не соображая, почему это так цепляет, почему ни минуты не хочется пропустить.

Из чего складывается эта магия, понять трудно: то ли Джин Тирни реально способна сводить людей с ума, даже сквозь монитор, то ли работает старый трюк с рокировкой героев, где первый план – на самом деле второй и ключом ко всему становится персонаж, который ни разу не появляется в кадре. На самом деле, анализировать не хочется (как не хочется анализировать того же Линча и «Черный георгин» Де Пальмы), хочется не спугнуть это непонятное, но дивное состояние, похожее на осознанный сон. В некоторых странах фильм шел под названием «Головокружение» и это не столько отсылка к фильму Хичкока (с которым у «Лоры», конечно, есть что-то общее), сколько идеальное описание ленты.

Дайана Левченко