«Планета обезьян: Война»: Сотворение мира

«Война» красива, как «Избиение младенцев» Брейгеля, а Харрельсон достигает такого градуса травестии, какого от него не ждали со времен «Управления гневом». Даже перегруженность цитатами здесь только радует: если курцевские тени на лысине Полковника, расписные каски из Кубрика и «обезьянопокалипсис нау» — это довольно банально, то в какой-то момент кони в пурге и кровь в сугробах недвусмысленно отсылают к «Великому безмолвию» Серджо Корбуччи.

Планета обезьян: Война / War for the Planet of the Apes
Режиссер: Мэтт Ривз
В главных ролях: Энди Серкис, Вуди Харрельсон, Стив Зан, Карин Коновал, Терри Нотари, Тоби Кеббел
Дата премьеры в РФ: 13 июля 2017

Отец обезьяньего народа Цезарь (Энди Серкис) накануне отбытия в Землю Обетованную видит гибель своих родных от рук инфернального Полковника (Вуди Харрельсон). Проводив обезьян в дорогу, он вместе с группой самых преданных соратников по партии отправляется мстить врагу. Их ждут приключения на новом фронтире, холокост и подпольная борьба, а также окончательное решение человеческого вопроса в снегах американского Северо-Запада.

К финалу эволюционно-революционной трилогии могут быть претензии, будь то логические дыры в сюжете или выспренние диалоги (обезьянам действительно лучше молчать), но кому до этого какое дело? «Война» красива, как «Избиение младенцев» Брейгеля, а Харрельсон достигает такого градуса травестии, какого от него не ждали со времен «Управления гневом». Даже перегруженность цитатами здесь только радует: если курцевские тени на лысине Полковника, расписные каски из Кубрика и «обезьянопокалипсис нау» — это довольно банально, то в какой-то момент кони в пурге и кровь в сугробах недвусмысленно отсылают к «Великому безмолвию» Серджо Корбуччи. Не говоря уже о том, что обезьяна с ружьем выходит из сарая законченным Майклом Кейном. Но это даже не самое интересное.

Давно было понятно, что создатели делают из «Планеты обезьян» Пятикнижие Моисеево, но в «Войне» Ветхий завет неожиданно разбавляется заветом Новым. На пятьдесят минут Цезарь из Моисея превращается в Иисуса Христа — с распятием, личным дьяволом-искусителем по имени Коба (sic!) и даже Лонгином-гориллой, чтобы потом продолжить сорокалетнее скитание. Его народ увидит, как войска фараона исчезают под толщей Чермного моря (здесь — под лавиной), а в конце Цезарь передаст свой жребий Иисусу Навину (старому орангутангу). Взойдет с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и покажет ему Господь всю землю Галаад до самого Дана.

Где-то в этот момент красочные фильмы про CGI-обезьянок, в свое время ставшие вехой в жанре «ставим человечеству 0 по 10-бальной шкале», окончательно бронзовеют в качестве самой умной и трогательной франшизы десятилетия. А заодно из Книги Исхода превращаются в Книгу Бытия: из крови и пепла, дерева и железа, снега и плоти появляются свет и тьма, небо и твердь. Новая жизнь. Новый мир. Удивительно, но что-то среднее между «Щорсом», «Десятью заповедями» и «Царем царей» все еще может пробирать до мурашек, пусть для этого и требуется заменить людей на их куда более разумных соседей по эволюционной цепи. Аминь.