We've Had Our Eye On You For Some Time Now, Mr. Anderson


Уэсу Андерсону 47 лет, у него в копилке шесть номинаций на «Оскар», две — на «Золотой глобус», награды Берлинского кинофестиваля и Британской киноакадемии, а также всеобщие любовь, признание и уважение. Если кто-то и мог с уверенностью предсказать подобное развитие событий 16 лет назад, то это был Мартин Скорсезе. В 2000 году он написал для Esquire статью о «следующем Мартине Скорсезе», в которой выразил восхищение первыми двумя работами Уэса — «Бутылочной ракетой» и «Академией Рашмор».


В кинематографе сейчас царит самое талантливое молодое поколение режиссеров со времен великих мастеров 70-х. Не все войдут в историю, не все оставят после себя великие произведения искусства. И не все продолжат снимать амбициозное кино. Кто же станет следующим...

Пару лет назад я посмотрел фильм под названием «Бутылочная ракета». Я ничего не знал об этой картине, в итоге по-настоящему удивившей меня. В ней нет ни капли цинизма — несомненно, благодаря любви Уэса к своим персонажам в частности и всему человечеству в целом. Это большая редкость. И заглавная тема фильма очень непроста и человечна: компания подростков считает, что их жизни, чтобы считаться «настоящими», должны быть полны опасности и риска. Они не осознают, что достаточно просто быть собой.

В свои тридцать Уэс Андерсон обладает особым талантом: он умеет выражать простые радости и тонкости взаимоотношений между людьми во всём их многообразии. Подобная точность редко встречается в кинематографе. На ум приходят разве что Лео Маккэри («Уступи место завтрашнему дню», «Ужасная правда») и Жан Ренуар. Я помню, как ребенком смотрел фильмы Ренуара и сразу же ощущал свою связь с персонажами благодаря любви режиссёра к ним. То же самое чувствуется при знакомстве с работами Андерсона. Я снова и снова пересматриваю «Бутылочную ракету». Меня также очень заинтересовал второй его фильм «Академия Рашмор» (1998) — он наполнен той же нежностью, тем же изяществом. Обе эти картины очень забавны, но вместе с этим невероятно трогательны.

Андерсон очень тонко чувствует противоречие между картинкой и музыкальным сопровождением. В красивейшей концовке «Академии Рашмор» мисс Кросс снимает очки Макса Фишера и пристально смотрит в его глаза, — на самом деле в глаза своего умершего мужа — а на фоне мы слышим "Ooh La La" Faces. Ещё мне нравится эпизод «Бутылочной ракеты», в котором герой Оуэна Уилсона, Дигнан, говорит: «Им никогда не поймать меня, парень, потому что я, блин, невиновен», а затем мчится спасать одного из своих сообщников и попадает в лапы полиции под "2000 Man" The Rolling Stones. Герой и музыка утверждают: для закона он — преступник, на самом деле — действительно невиновен. Я считаю этот момент необыкновенным, а в наши дни необыкновенные моменты в дефиците.

Мартин Скорсезе


В 2015-ом году на кинофестивале в Риме Уэса спросили, что он думает о звании «следующего Скорсезе», присвоенном самим маэстро. Андерсон на вопрос ответил очень скромно:

Думаю, он сказал это очень давно, и я сомневаюсь, что он по-прежнему так считает. Кстати, он сделал это в рамках статьи «кто будет следующим Скорсезе», так что ему пришлось выбрать кого-то. Он не выпрыгнул из тени со словами «я хочу рассказать вам о следующем Скорсезе», он просто ответил на вопрос.
Помню, когда мне сказали, что статью обо мне будет писать Мартин Скорсезе, я был очень рад и польщен. Его творчество оказало огромное влияние на каждого, и он — один из тех людей, благодаря которым я решил попробовать себя в кинематографе.

Даша Постнова


comments powered by Disqus