ММКФ-2019: «Воскресенье»

Daria Postnova,

Воскресенье
Режиссер: Светлана Проскурина
В главных ролях: Алексей Вертков, Вера Алентова, Владимир Ильин, Александра Ребенок, Маша Леонова, Агния Кузнецова

Дмитрий Иванович Терехов, чиновник из мэрии провинциального российского городка, обнаруживает в почте записку, на которой размашистым почерком написано недвусмысленное «Ты скоро умрешь». Не обратив на это особого внимания — работа приучила ко всякого рода угрозам — он готовится провести выходной по заранее намеченному плану, но с самого утра все идет не так.

vosk2
Кадр из фильма / ММКФ

«Воскресенье» — это, как сказал Александр Сокуров, «удивительно русский фильм». В правдивости изображения провинциальных (и не только) российских реалий, где за пазухой всегда припрятан конвертик с деньгами на случай непредвиденных ситуаций, ему действительно не откажешь. Люди просто хотят, «чтоб все было нормально», «чтоб все было как в Москве».

Дети ненавидят родителей, родители ненавидят детей и друг друга, и никто никому не нужен. Подростки, к сожалению, — самые незащищенные и опасные существа. Но бьющий по лбу реализм — вещь слишком броская и не всегда уместная, поэтому пользоваться ею стоило бы аккуратнее. Хотя фашистский монолог о ненависти к «черномазым мигрантам», которым водитель пытается подбодрить чиновника под драматичный саундтрек, конечно, работает на 100%.

voskr2
Кадр из фильма / ММКФ

Каждый персонаж интересно задуман и по-своему любопытен, но в итоге они как обрывочно появляются, так обрывочно и исчезают в кутерьме, которая творится вокруг главного героя. Создатели будто бы пытались высказаться обо всем наболевшем сразу (это желание можно понять), но в итоге всяк сюда входящий становится жертвой сюжета. За всех героев постоянно неловко — за исключением великой Веры Алентовой, которая играет умирающую мать Терехова. Тут вопросы скорее к монтажу, но если бы все люди вели диалоги так, как делают это герои фильма, единственным спасительным и логичным решением было бы прекратить разговаривать вообще.

«Воскресенье» — это фильм, что называется, важный, но смотреть его очень тяжело. Наверное, хорошо и правильно, что он вообще есть, но концептуальное решение организаторов ММКФ поставить пресс-показ на воскресенье невольно заставляет вместе с главным героем прокручивать в голове десятки более приятных дел, которыми можно было заняться в этот выходной.