Виктория и Абдул: God save Judi Dench
Кира Голубева,
При работе с таким материалом легко свалиться в приторность и превратить картину в умильные посиделки у бабушки. Так и вышло: фильм приятно разглядывать (стоит дежурно отметить прекрасную работу костюмеров, гримеров и декораторов), но не более. Джуди Денч, конечно, как всегда бесподобна, но ее так много, что от этого начинаешь уставать. Бедного Али Фазала, кажется, просто попросили много улыбаться и красиво ходить туда-сюда.

Виктория и Абдул / Victoria & Abdul
Режиссер: Стивен Фрирз
В главных ролях: Джуди Денч, Али Фазал, Тим Пиготт-Смит, Эдди Иззард, Адиль Ахтар
Дата премьеры в РФ: 14 декабря 2017

Пожилая королева Виктория (Джуди Денч) на закате своих лет чувствует себя одинокой, раздраженной и утратившей волю к жизни. После потери мужа Альберта и своего многолетнего фаворита Джона Брауна у нее так и не появилось близкого друга. Но все меняется, когда с южного субконтинента ей посылают ценную монету в знак покорности и признания. Этот подарок торжественно презентуют два индийца, один из которых, Абдул Карим (Али Фазал), оказывается высоким смуглым красавцем. Королева случайно ловит на себе его улыбку во время церемонии и, восхитившись смелым жестом, решает познакомиться с ним поближе.

Джуди Денч спустя двадцать лет вновь возвращается к роли королевы Виктории, которую она играла ранее в «Ее величество Миссис Браун». Этот фильм, кажется, не только вдохновил Фрирза и сценариста Ли Холла, но и стал фундаментом для всего творческого процесса, причем не в лучшем смысле. О реальных отношениях между Викторией и ее приближенным Абдулом Каримом известно достаточно мало, поэтому Холл решил просто пересказать картину Джона Мэддена на свой лад. В обеих картинах прислужник вдыхает в отчаявшуюся вдову новую жизнь, пока весь королевский двор, включая безжалостного сына королевы Берти, всячески пытаются этому помешать. Поменяйте шотландца Джона Брауна на индийского мусульманина Абдула, ускорьте развитие сюжета, добавьте лобовых шуток — и дело в шляпе.

Адаптируя книгу Шрабани Басу, создатели картины, кажется, не особенно были заинтересованы в изучении наследия всепоглощающего колониализма Соединенного Королевства — да что уж там говорить, они даже не заинтересованы в главных героях. Абдул метафорично рассуждает о жизни, сравнивая ее с ковром, затем учит Викторию урду, Корану, а потом и вовсе закрепляет себя в статусе Мунши. Все это мило, иногда забавно, но не более: что стоит за этими отношениями, кроме желания Виктории избавиться от одиночества, мы не узнаем никогда.

При работе с таким материалом легко свалиться в приторность и превратить картину в умильные посиделки у бабушки. Так и вышло: фильм приятно разглядывать (стоит дежурно отметить прекрасную работу костюмеров, гримеров и декораторов), но не более. Джуди Денч, конечно, как всегда бесподобна, но ее так много, что от этого начинаешь уставать. Бедного Али Фазала, кажется, просто попросили много улыбаться и красиво ходить туда-сюда. Сама история — интересная, в чем-то странная, в чем-то трагичная, но ее потенциал не реализован даже наполовину. «Виктория и Абдул» больше напоминает рубрику «забавные факты из жизни великих»: для драмы тут не хватает глубины, для по-настоящему цепляющей комедии — слишком примитивный юмор. В итоге зрителю остается только плутать через всю королевскую недвижимость, восхищаясь роскошным декором, и думать, во чтобы могла превратиться эта сказка о столкновении двух миров в более умелых руках.