«История игрушек 4»: Вуди освобожденный

Оля Смолина,

Toy Story 4 / История игрушек 4
Режиссер: Джош Кули
В главных ролях: Том Хэнкс, Тим Аллен, Энни Поттс, Тони Хейл, Кристина Хендрикс
Джордан Пил, Киану Ривз
Дата премьеры в РФ: 20 июня

Астронавт Базз, ковбой Вуди, пес Слинки, тиранозавр Рекс и другие игрушки переехали в комнату малышки Бонни, у которой не за горами знаменательное событие: она отправляется в детский сад. Преданный до кончиков шпор на ковбойских ботинках Вуди вызывается помочь Бонни сделать первый шаг во взрослую жизнь, однако девочка не нуждается в поддержке старой куклы, ведь у нее появился новый друг — Вилкинс.

Вилкинс — плод любви пластмассы и картона с болезненным стремлением зарыться в мусорном бачке — очень неуверенно чувствует себя в роли любимой игрушки. Когда Бонни с родителями отправляется в парк развлечений, Вилкинс, пользуясь случаем, сбегает, оставляя Вуди и всех остальных в панике. Бесстрашному ковбою деваться некуда: он пускается в опасное путешествие, чтобы вернуть Вилкинса маленькой хозяйке, а заодно встретиться со своим прошлым и разобраться в себе.

«История игрушек 4» — незапланированной ребенок в анимационном семействе Pixar. В 2010 году продюсеры компании заявили, что третья часть мультфильма станет официальным завершением франшизы. И в каком-то смысле они свое слово сдержали, ведь «История игрушек 4» — это едва ли продолжение, скорее нерассказанная история, что-то вроде неофициального спин-оффа, посвященного ковбою Вуди.

На завершении сюжетной линии одного из главных персонажей настаивал сценарист Эндрю Стэнтон. Идея пришла ему в голову еще во время продакшена третьей части, однако у Pixar физически не было времени заниматься проектом, который к тому же пришел к своему логическому финалу. В итоге Стэнтон ждал своего часа целых десять лет — и, как оказалось, не зря.

Первые три части мультфильма, кроме прочего, рассказывали о таких важных аспектах
самопознания человека, как поиск самоидентичности, осознание безусловности любви или неизбежности смерти. Например, астронавт Базз Лайтер в первой части переживает настоящий экзистенциальный кризис, когда его иллюзорные представления о самом себе сталкиваются с реалиями окружающего мира.

«История игрушек 4» не менее философична, более того, она весьма чувствительна к актуальной повестке. Не обошлось тут, в частности, без феминизма — это, возможно, первая и единственная часть серии, где женским персонажам отведено столько эпизодов. Так, например, пастушка Бо больше не желает быть чьей-то любимой игрушкой, предпочитая вести самодостаточную и независимую жизнь на детской площадке в Луна-парке.

Candas-Greatest-Stuntman-52119-625x352
Фото / Geek.com

Аристотелевская философия рабства (игрушка может быть счастлива только тогда, когда принадлежит своему ребенку), проходящая лейтмотивом через всю франшизу, здесь также подвергается сомнению: должна ли игрушка стремиться к ребенку, если она ему больше не нужна? Авторы задают важный морально-этический вопрос зрителю и одновременно дают своему персонажу шанс на счастливое будущее. Таким образом, «История игрушек 4» неожиданно становится самым светлым и оптимистичным мультфильмом серии. И не только за счет общего посыла, но и благодаря огромному количеству гэгов.

Лавры самого яркого и запоминающегося героя на этот раз получает канадский мотоциклист по имени Дюк Бубум — настоящее, хочется думать, альтер-эго Киану Ривза, подарившего ему свой голос. Буквально на пятки ему наступают сверхаризматичные Утя (Кигэн-Майкл Ки) и Зая (Джордан Пил). Настоящий Дон Корлеоне игрушечного мира — старинная кукла Габби-Габби — задумана как главный антагонист, но на деле это очень многослойный персонаж, которого никак нельзя назвать чистым злом.

Toy-Story
Фото / Vanity Fair

Согласно нетленной традиции франшизы, ближе к финалу спин-офф о приключениях ковбоя Вуди хватает за сердце, выжимая оставшуюся влагу из глаз — но делает это легко, нежно, будто опасаясь травмировать своего зрителя. Не сравнить с финалом третьей «Истории игрушек», который просто уничтожал.

Наверное, мир мог бы спокойно обойтись без четвертой части детища Джона Лассетера, которая в буквальном смысле забыла имя своего отца. Положа руку на сердце, трилогия «Истории игрушек» выглядела цельной и завершенной, она не нуждалась ни в приквелах, ни в спин-оффах. И все же, стоит признать, что этот мультфильм сделал всех нас чуточку добрее, пусть и на короткие два часа.