«Тони Эрдманн»: Румынские каникулы


В конкурсной программе Каннского кинофестиваля был представлен новый фильм немецкого режиссера Марен Аде — «Тони Эрдманн». Зал не мог сдержать аплодисментов и восторженных криков уже в середине фильма, а его рейтинг кинокритиков бьет все рекорды. Без приза «Тони Эрдманн» точно не уйдет, остается гадать, какого именно.

Инез — невротичная карьеристка, заглядывающая к родителям на огонек только для галочки. Накануне своего дня рождения она уезжает в командировку в Румынию, не подозревая о том, что ее отец, неисправимый шутник Уинфрид, отправляется за ней следом, чтобы провести больше времени с дочерью хотя бы в честь праздника (да, еще из-за смерти собаки, после которой ему стало совсем одиноко). У Уинфрида всегда наготове клоунский набор: вставная челюсть, парик, смешные кошачьи очки — мужчина любит повеселиться, и все бы ничего, если бы он не заявлялся во всем этом добре к Инез на работу без предупреждения. Мало того, однажды он приходит на светскую вечеринку с важными для карьеры его дочери людьми и представляется как бизнесмен Тони Эрдманн. У Тони вообще много профессий: он и консультант по рискам, и бизнес-тренер, и посол Соединенных Штатов. Он ужасно общителен: успел познакомиться практически с каждым, кто хоть как-то связан с компанией, в которой работает Инез. Само собой, последнюю все эти игры совсем не радуют, но как говорится, яблоко от яблони...

«Тони Эрдманн» умудряется играть на два фронта: и как остроумная комедия, и как искренняя и тонкая семейная драма, проникающая куда-то вглубь под кожу. Этот фильм абсолютно ни на что не похож, так как ему удается обойти стороной клише, типичные для жанра. Марен Аде уже зарекомендовала себя как мастер по созданию ярких и сложных, но в то же время живых и правдоподобных персонажей, что принесло ей триумф на Берлинале 2009 года. На этот раз режиссер превзошла саму себя и даже более опытных и именитых авторов, любящих разбираться в семейных дрязгах. Ее героев сложно полюбить, но каждого можно понять и каждому посочувствовать. Как минимум два момента в фильме можно смело назвать катартическими: оба настолько трогательные и смешные одновременно, что не проронить ни одной слезы просто невозможно.

«Тони Эрдманн» не только один из тех фильмов, после которых хочется позвонить маме — картина настолько многослойна, что успевает еще и высказаться насчет бедняков из развивающихся стран и рабочего класса вообще (не забывая и о более-менее довольных жизнью клерках). При том, что эти сцены не выглядят как инородные тела, силой воткнутые в ткань повествования «для того, чтобы было». Обычно жюри отдают главный приз фестиваля фильму на злободневную политическую тематику, чего все-таки о «Тони Эрдманне» сказать нельзя. Скорее всего, картина будет отмечена за режиссуру или в категории «Лучшая мужская роль», но мы помним обещание Джорджа Миллера быть непредсказуемым, данное на пресс-конференции жюри. Поэтому вполне возможно, что «Золотая пальмовая ветвь» в этом году улетит в Германию.

Дайана Левченко


comments powered by Disqus