«Выживший»: as long as you can still grab a breath, you fight


1823 год, колонист Хью Гласс работает проводником в фирме Rocky Mountain Fur Co., которая занимается добычей шкур в непроходимых местностях северо-запада Америки. Единственный родной человек, который у него остался, – это сын по имени Хоук. Они все время держатся вместе, оберегая друг друга. Настоящие испытания у главного героя начинаются после того, как он подвергается атаке медведицы. После тяжелой битвы на теле Гласса практически не остается живого места. Он чудом избегает смерти, но едва может двигаться, тем самым превращаясь из проводника в обузу для команды, которой предстоит очень долгий путь до штаба фирмы. Один из наемных работников, некий Джон Фицжеральд, решает избавиться от покалеченного коллеги: он отнимает у полуживого Гласса то единственное, что у него осталось, и бросает его одного в лесной чаще. Вот так, лишившись всего, Хью становится одержим жаждой возмездия, которая в буквальном смысле вытаскивает его из могилы.

Таких экстремальных съемок зритель не видел, наверное, с начала 70-х, когда Вернер Херцог снимал «Агирре» в диких лесах Перу (правда, в том случае не было понятно, что опаснее для съемочной группы – окружающая среда или сам режиссер). В таких же условиях на свет появился и «Выживший», снятый где-то в глуши в Канаде, Америке и Аргентине. Фирменные долгие кадры Любецки способны довести до головокружения, особенно в сценах сражения и погони. И 3D очков не надо, чтобы почувствовать проносящуюся мимо тебя стрелу, а виды дикой природы в этом фильме из любого человека способны сделать натуралиста. Кажется, для тандема Иньярриту – Любецки скоро не будет ничего невозможного – они каждый раз виртуозно преодолевают новый уровень сложности, который сами же себе и задают.

Как выяснилось, Леонардо ДиКаприо оказался единственным кандидатом на главную роль, поскольку режиссер был в восторге от его предыдущих работ и того, насколько актер предан своей профессии. Тут уж Иньярриту не прогадал – Лео лишний раз доказывает, что может справиться вообще с любой актерской задачей. Он ведь и сырую печень бизона съест, если того потребует сценарий. «Не верю!» – сказал бы Станиславский. «Не верю, что у пацана еще нет «Оскара».
Второй план в лице Тома Харди и Донала Глисона оказался отличным подспорьем. Казалось, ребята уже не смогут себя превзойти, как на тебе. Одним словом, актерские перформансы в этом фильме заставят вас поверить в Бога.

Сюжет фильма основан на книге Майкла Панке, которая в свою очередь повествует о реальной истории Хью Гласса. По словам режиссера, поднять факты двухсотлетней давности и узнать все детали событий тех лет оказалось практически невозможно. Поэтому при написании сценария Иньярриту создавал историю заново, наделяя героя закономерной мотивацией. Ведь истинная задача режиссера заключается в том, чтобы сделать из невероятного правдоподобное.

Ни для кого не секрет, что Иньярриту – интуитивный режиссер. Это в очередной раз позволило ему создать, не побоюсь этого слова, духовное кино под изящной оберткой блокбастера. Леденящие кровь сцены боя, которые прибавят вам седых волос, перебиваются одами о силе человеческого духа и своеобразными рассуждениями на тему любви. Но все же большая часть экранного времени пропитана жаждой мести. Сложно представить, насколько сильным должно быть это чувство, чтобы заставить человека преодолеть все лимиты физической боли и пройти десятки километров по дикой местности лишь бы наказать обидчика. Поэтому, услышав в середине повествования голос индейца, утверждающий, что «Возмездие в руках Создателя», ты оставляешь это без внимания. Ярость настолько застилает глаза, что невозможно доверить возмездие кому-то, кроме себя. Но по ходу развития сюжета Иньярриту дает зрителю понять, что это не просто слова (которые, кстати, напоминают цитату из одной популярной книги: «Не мстите за себя, но оставьте место гневу Божию, ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. (Рим. 12:19)»). Хоть такой расклад и кажется невероятным, оборот он принимает вполне правдоподобный. Кто-то назовет это стечением обстоятельств, кто-то кармой, режиссер же четко проговорил свою позицию устами мудрого индейца и наглядно продемонстрировал, как такое вообще возможно.


comments powered by Disqus