Иди и смотри: The People Under the Stairs
Maria Remiga,

Чернокожий мальчик по имени Фул (т.е. Шут) хочет помочь медленно умирающей маме, поэтому готов на любые авантюры ради денег. Вместе со взрослым сообщником он проникает в огромный дом, принадлежащий богатой белой супружеской паре. Однако муж и жена неожиданно возвращаются и устраивают грабителям настоящий кровавый аттракцион. Мальчику открывается страшная правда: дом практически полностью состоит из адских ловушек и потайных ходов, а в подвале под лестницей супруги держат похищенных детей, которые постепенно теряют человеческий облик. Очевидно, что из такого места надо бежать сломя голову, однако Фул в одной из комнат обнаруживает замученную родителями-тиранами девочку Элис и понимает, что без нее он не уйдет.

Фильмы ужасов, как правило, довольно плохо переносят проверку временем. То, что казалось страшным двадцать-тридцать лет назад, сейчас вызывает лишь смех; литрами крови на экране теперь тоже мало кого удивишь. Однако все монстры, привидения, убийцы и охотники всегда были лишь вспомогательными рычагами ужаса: самый сильный страх всегда исходит изнутри, а не снаружи. Человек боится неизвестности, мира, в котором он живет, себя самого гораздо больше, чем странных существ и маньяков. Неудивительно, что сейчас жанр пытается найти баланс между формой и содержанием, экономя на красной краске: за ужасами реальности все равно не угнаться. Практически все относительно светлые пятна в этом направлении кино на данный момент, от The Babadook до It Follows, обходятся малой кровью, используя более сложные механизмы.

Если бы «Люди под лестницей» появились на свет в наши дни, они бы прекрасно вписались в эту «тихую» тенденцию. Как и многие другие ранние работы Уэса Крэйвена, который, к сожалению, покинул нас в этом году, картина не смотрится безнадежно устаревшим артефактом из 90-х. Это не кино прямого действия, оно не заставляет рвать от страха волосы на голове, но беспокоит, тревожит, копается в зрителях, вытаскивая наружу потаенные фобии, о которых не очень-то хочется говорить вслух. При этом, несмотря на свою темную природу, фильм удивительно романтичный и даже светлый: если махнуть рукой на социальный, метафизический, да какой угодно подтекст, перед нами останется классическая история героической любви: принц спасает свою принцессу из зловещего замка.

Детство принято называть самым светлым периодом в жизни, однако это очень страшное время, когда ты не знаешь чего ждать от мира и что еще хуже — не знаешь, чего ждать от самого себя. Дети воюют со взрослыми, дети учатся убивать, дети получают главный урок: свобода стоит непомерно дорого, на каждого смельчака найдется своя дама с цепями. И, конечно, никто не застрахован от того, чтобы в конце пути вдруг не оказаться под лестницей.

Мария Ремига