«Вечеринка» Салли Поттер: За и Против

Дарья Житкова,

The Party / Вечеринка
Режиссер: Салли Поттер
В главных ролях: Патриша Кларксон, Бруно Ганц, Черри Джонс, Эмили Мортимер, Киллиан Мерфи, Кристин Скотт Томас, Тимоти Сполл

За:

Новая работа англичанки Салли Поттер рассказывает о вечеринке в честь вступления героини Кристин Скотт Томас в должность министра. На праздник приглашены только самые близкие люди, каждый из которых представляет собой абсолютно уникальный типаж и, конечно же, пытается перетянуть одеяло на себя. Персонаж Киллиана Мерфи, преисполненный нервозности и скрывающий за пазухой пистолет, к примеру, напоминает героев Достоевского. Впрочем, это не единственная русская черта в фильме. Оператор Алексей Родионов, который уже работал с Салли Поттер над фильмом «Орландо», для новой черно-белой картины воссоздал превосходное визуальное решение в стиле классического русского кинематографа. Высокая контрастность и скульптурное выстраивание светотени придает планам большую драматичность, когда это нужно, и всегда смотрится эффектно в кадре.

Имея совсем небольшой хронометраж (всего 70 минут), «Вечеринка» представляет собой острую сатиру на политическую ситуацию и превратности любви в эпоху постмодернизма и постфеминизма. Полемическая схватка в стиле «Резни» Романа Полански приобретает грандиозный оборот в виду многочисленности дискутирующих. Съемки длились всего две недели, за время которых успел произойти Брексит, что определенно прибавило картине и ее героям надрыва. Актерский состав поистине выдающийся и многонациональный: тут есть ирландец Киллиан Мерфи, немец Бруно Ганц, американки Черри Джонс и Патриша Кларксон и трое англичан, включая великого и изрядно похудевшего Тимоти Сполла.

Разбавляет повисшее в воздухе напряжение, разумеется, музыка, а именно плейлист той самой вечеринки, составленный из случайно и неслучайно поставленных пластинок с сальсой и классическими композициями, способными (или нет) оживить даже мертвого. «Возможно, это не та музыка», — говорит герой Киллиана Мерфи, зато это определенно тот фильм, который появился ровно в тот момент, когда было нужно.

Дарья Житкова

Против:

Джанет (Кристин Скотт Томас) празднует повышение: теперь она министр здравоохранения. В честь этого женщина устраивает вечеринку для своих. Действующие лица: подружка-феминистка (Патриша Кларксон) и ее муж, адепт нетрадиционной медицины (Бруно Ганц), лесбийская пара из профессора и шеф-повара (Черри Джонс и Эмили Мортимер), дерганный финансист Том (Киллиан Мерфи) и супруг Джанет — Билл (Тимоти Сполл), чья реакция на происходящее сводится к недоуменным подергиваниям бровями (до поры до времени, впрочем). Еще должна подоспеть жена Тома, Марианна, чье имя в ходе разговоров вдруг начнет упоминаться с оглушительной частотой и в не самом добром ключе.

Стильное ч/б, редкой красоты актерский состав и диалоги, преисполненные нервического драйва — здесь все кричит о шедевре, но новый фильм Салли Поттер таковым назвать трудно, потому что он, как и его герои, к финалу печальным образом теряет равновесие. Его в какой-то мере спасает маленький хронометраж и прекрасная операторская работа Алексея Родионова, с которым Поттер сделала свой знаменитый «Орландо» и который, кроме прочего, снимал «Иди и смотри»; но то, с каким остервенением режиссер сталкивает лбами разные миры, с каким неприятным ерничаньем она показывает, насколько страшен любой фанатизм, не располагает ни к сочувственному взгляду, ни к серьезному разговору. И все это ради того, чтобы оборвать картину на пошленьком твисте. Конечно, здесь есть и дух времени, и особое предчувствие беды, которое охватило мир после Брексита и Трампа, но для действительно точной политической сатиры тут многовато срываются на крик, а для хорошей драмы здесь слишком картонные герои. Обидно, досадно, но ладно. Как пел герой другого тревожного времени: праздник кончился в точное время, убоявшись законов природы, все осталось на своем месте — ведь никто ничего не заметил.

Мария Ремига