«Марсианин»: And so you're back from outer space

Анастасия Муяссарова,

Научно-исследовательская экспедиция в составе из 6 человек вот уже несколько дней успешно выполняет свою миссию на Марсе. Но в непредсказуемом и опасном во всех отношениях космосе ничего нельзя предугадать: на планете поднимается серьезная песчаная буря, и дальнейшее пребывание здесь может стоить членам экипажа жизни. Команда принимает решение о немедленной эвакуации и в условиях практически нулевой видимости перебирается из жилого модуля на борт корабля. В процессе перемещения отлетевшая на высокой скорости антенна ранит и уносит на приличное расстояние одного из астронавтов — Марка Уотни. Его биодатчик не подает признаков жизни, и, как бы ни хотели товарищи отыскать его тело, команда должна немедленно покинуть планету. Убитые горем члены экипажа возвращаются на Землю, а Марк Уотни приходит в сознание на Марсе и понимает, что остался совсем один. Связь со спутником нарушена, а следующая экспедиция прибудет на Марс только через 4 года, поэтому Марку придется приложить все усилия, чтобы продержаться на враждебной планете с запасами пропитания, которых хватит только на 1,5 года.

«Марсианин» — то вдохновляющее кино, после которого хочется стать космонавтом, физиком, изобретателем, исследователем — в общем, сделать что-то важное. Такие фильмы напоминают, на что способен человек и как безграничны возможности науки. Сценаристы не стали разжевывать каждый момент, подробно объясняя, как из гидразина получить водород, а безжизненную марсианскую почву заставить давать урожай. В фильме все научные решения, над которыми Марк ломал голову в книге, показаны быстротечно, в обход многих этапов неудач, так что поначалу кажется, что пребывание человека на Марсе выглядит слишком просто. Конечно, это можно поставить в укор, но согласитесь, кто бы решился (как из продюсеров, так и из зрителей) на пятичасовую картину, снятую в мельчайших подробностях.

Вряд ли еще надо сомневаться в визуальной составляющей фильмов Ридли Скотта, но если кому-то интересно, виды в «Марсианине» поистине потрясающие. Величественные и пугающие ландшафты красной планеты простираются перед зрителем во всем их великолепии, и от этой красоты захватывает дух.

Картина построена так, что сложно не сопереживать главному герою: будто бы вместе со всем миром следишь за жизнью покинутого астронавта, надеешься на его спасение и проклинаешь НАСА за огрехи в плане. На долю Марка Уотни выпадает слишком много испытаний, с которыми приходится справляться в одиночку. Большинство людей на его месте пришли бы в отчаяние и сдались, но он держится, во многом благодаря чувству юмора. Частые шутки вовсе не умаляют серьезности проблем, а придают им жизненности и некой двойственности. В одной из сцен Марк говорит, что хочет быть как Железный человек, но зрителю скорее хочется быть Марком Уотни, так как его сила духа выдает истинного героя. Интересно, что «Марсианин», являясь историей про выживание и одиночество, практически не имеет сентиментальных сцен, все персонажи стараются действовать с профессиональным хладнокровием, как их обязывает долг, а главный герой редко ударяется в уныние. Но, когда в фильме наступает момент проявления эмоций, это действительно работает: сила, с которой выходят скопившиеся чувства, бьет наотмашь, не позволяя тебе остаться в стороне.

Концовка картины отражает одну из главных идей фильма: чтобы ни случилось, наука должна идти вперед. Каждый человек важен сам по себе, как винтик в сложном механизме, но наука — это нечто большее, стоящее во главе; под величественной поступью прогресса стираются любые границы, забывается любое горе. И, видимо, чтобы не оказывать слишком сильное давление в самом конце, Ридли Скотт мастерски разряжает обстановку финальной песней: можно покидать зал, напевая ироничную в рамках картины I Will Survive, пока идеи фильма дают свои ростки в сознании.

[Анастасия Муяссарова

](http://cinemaholics.ru/author/anastasiia)