«Человек с Mo’Wax»: Триумф, крайность и пустота

Мария Ремига,

The Man from Mo'Wax / Человек с Mo’Wax
Режиссер: Мэттью Джонс
В главных ролях: Джеймс Лавелл, DJ Shadow, Иэн Браун

В 1992-м году на свет появляется рекорд-лейбл Mo’Wax, во главе которого стоит совсем еще юный парень по имени Джеймс Лавелл. Сколотив команду единомышленников, Джеймс пытается выпускать музыку будущего: шепоты и крики Трики, электронные эксперименты DJ Shadow и DJ Krush и то, что впоследствии назовут трип-хопом. Дела идут неплохо, и в один прекрасный день Джеймс запускает собственный проект — группу UNKLE. Собрав на дебютной пластинке Psyence Fiction музыкантов в диапазоне от Ричарда Эшкрофта до Тома Йорка, Лавелл срывает джекпот и в одночасье становится звездой. Но не все золото, что огромными тиражами расходится: следующие альбомы группы проваливаются, с лейблом начинает твориться трагическая неразбериха, тучи сгущаются.

История Лавелля в некотором роде напоминает миф о Сизифе: всю жизнь он тащил камень амбиций на музыкальный Олимп и чем ближе к нему подбирался, тем стремительнее скатывался вниз. Будучи ловким дельцом, Джеймс всегда хотел быть художником, но вместо таланта получил от судьбы удивительное упорство, пробивающее все и вся упрямство, тротиловый заряд энергии, который постоянно толкал его на авантюры разной степени сомнительности и который, что немаловажно, вдохновлял других людей.

«Человек с Mo’Wax» устраивает зрителю прогулку по залам славы Лавелля, постепенно подводя к черной полосе препятствий: вот он один из самых молодых и успешных продюсеров, вот дебют UNKLE собирает ворох хвалебных рецензий, а вот уходит DJ Shadow, пластинки не продаются, лейбл тонет. Лучше всего в фильме сделана завязка: рассказывая о лихом старте Лавелля, режиссер как будто перенимает его дерзкие интонации и монтирует в такт пульсирующей музыке с Mo’Wax. В первые полчаса страсть и тьма не мешают повествованию, и содержание картины идеально соответствует форме: великие песни, остроумные интервью, другие голоса, другие комнаты. Дальше тьма, увы, вымещает страсть: как и в жизни Лавелля, так и в ленте. Материал становится вязким, как болото, и фильм постепенно превращается в мрачную хронику падений, а под конец и вовсе в типовой портрет героя из серии «сломан, но не сломлен». Впрочем, разглядывать этот портрет все равно интересно, особенно тем, у кого на первых тактах Rabbit In Your Headlights до сих пор замирает сердце.

Мария Ремига