«Самый счастливый день в жизни Олли Мяки»: И ты уже победитель


Самый счастливый день в жизни Олли Мяки / Hymyilevä mies
Режиссер: Юхо Куосманен
В главных ролях: Яркко Лахти, Уна Айрола, Ээро Милонофф
Дата премьеры в РФ: 13 апреля 2017 года

Коккола, 1962 год. Провинциальный пекарь и по совместительству боксер в легком весе Олли Мяки (Яркко Лахти) готовится к поединку за титул чемпиона мира с американским бойцом Дэви Муром (Джон Боско мл.). Организаторы боя устраивают настоящую шумиху вокруг события и даже затевают съемки документального фильма о том, как тренируется будущий национальный герой, сбрасывает вес и готовится изо всех сил ровно до того момента, как на пресс-конференции его озаряет: он окончательно и бесповоротно влюблен в прекрасную девушку Райю (Уна Айрола).

Финский режиссер Юхо Куосманен родился в Кокколе, поэтому нет ничего удивительного в том, что для своего полнометражного дебюта он взялся за байопик о местной знаменитости. Фильм вышел отличный и получил главный приз в категории «Особый взгляд» прошлогоднего Каннского кинофестиваля. Оригинальное название картины с финского языка переводится как «Улыбающийся человек». Понятно, что в зарубежном прокате черно-белое финское кино с таким названием вряд ли приживется, поэтому для международного смотра была придумана длинная объясняющая альтернатива в духе «Долгий путь Билли Линна в перерыве футбольного матча».

Нельзя назвать «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» картиной о боксе, так как самому поединку, ради которого все затевалось, уделено меньше 5 минут экранного времени. Сразу вспоминается культовая лента Тони Ричардсона «Одиночество бегуна на длинные дистанции», в которой марафон тоже не является главным событием. Воссоздать наивное очарование черно-белого кино, снятого на пленку, сложно, особенно если речь идет о событиях полувековой давности, а режиссер — дебютант. К тому же, об этом времени уже есть гениальный фильм прямиком из Финляндии — «Жизнь богемы» Аки Каурисмяки. Но Юхо Куосманену все же удалось внести свой вклад, и если он не достиг накала, допустим, «Бешеного быка», то к другому сокровищу жанра, картине «Такова спортивная жизнь» Линдсея Андерсона, он близок как никто.

Режиссер прекрасно использует ретро-эстетику, не скатываясь в банальную ностальгию по ушедшему, мастерски показывая нравы местных и телевизионную культуру 60-х. Стилистика выдерживается безупречно — в голове то и дело всплывают британская спортивная классика и французская новая волна. Картина не только пленит точностью деталей и простодушной красотой, она согревает теплом чистой любви, способной кого угодно сделать чемпионом мира. Собственно, лента была бы просто виртуозной стилизацией, если бы не магнетизм главных героев, дикая энергия, которая, безусловно, передается и зрителю. Райя — простая девушка с невероятно добрым взглядом, полным нежности и заботы, оказалась не на своем месте. Девушка неуютно чувствует себя в Хельсинки, и это ощущение передается Олли. Счастье Райи становится для него важнее грядущего поединка. По сути, он уже победил, ведь он встретил самую замечательную девушку на свете. Love is a losing game? Может быть, но Олли и Райя изящно доказывают обратное. И почему-то им хочется верить.

Дарья Житкова


comments powered by Disqus