The End of the Tour

Мария Ремига,

Дэвид Фостер Уоллес (неожиданно грандиозный Джейсон Сигел) — высокий мужчина за тридцать, ходит в бандане, живет с двумя собаками, преподает творческое письмо в небольшом американском университете. Кроме прочего, он автор книги «Бесконечная шутка», вошедшего в список ста лучших романов XX века по мнению Time. Дэвид Липски (Джесси Айзенберг) — высокий мужчина под тридцать, довольно много курит, работает журналистом в Rolling Stone. Липски приезжает к Уоллесу под конец его тура в поддержку «Бесконечной шутки», дабы написать статью для журнала. Несколько дней бесконечных поездок, ужинов в забегаловках и ночных разговоров оседают на пленке аудиокассеты.

«Конец тура» начинается как сто двадцать пятый по счету инди-фильм: простая история, минимум декораций, живая камера, уютные шутки, неизбежный для такого кино Джесси Айзенберг, с дежурным великолепием изображающий невротика. Однако как только картине удается схватить зрителя за рукав и заглянуть в глаза, она начинает постепенно менять тон. То, что могло обернуться обаятельной, но необязательной трагикомедией, превращается в театр оголенных нервов. И представления в этом театре, надо сказать, способны увлечь не на шутку: прекрасно написанные диалоги по напряжению перебивают иные экшн-сцены, Сигел и Айзенберг буквально заряжают своей игрой пространство внутри кадра, а самое замечательное, что фильм успешно проносится мимо практически всех стандартных калиток, за которые дежурно сворачивают картины о богатом внутреннем мире писателей. Джеймс Понсольдт, конечно, не Чарли Кауфман, он не пытается проникнуть внутрь черепной коробки Уоллеса и устроить зрителям захватывающую экскурсию, но он и не скатывается в духоподъемную пошлость в духе «каким он парнем был». В муку переламываются привычные темы: одиночество, страх, любовь; от героев исходит стабильное сияние, а после просмотра в очередной раз понимаешь одну простую вещь. Жить довольно трудно, каждый справляется с этим по-своему, но нет ничего интереснее, чем наблюдать, как это делают великие или, как минимум, незаурядные люди.