Britfest-2017: «Безропотно во тьму»

Алихан Исрапилов,
Фильм поставлен по пьесе и его театральность (в плохом для кино смысле этого слова) сразу же бросается в глаза. Практически весь хронометраж за исключением нескольких сцен зритель чувствует себя взаперти на вилле, на которой пять хороших актеров просто читают своей текст.

Безропотно во тьму / That Good Night
Режиссер: Эрик Стайлз
В главных ролях: Джон Хёрт, София Хелин, Макс Браун, Эрин Ричардс, Чарльз Дэнс
Дата премьеры в РФ: 5 ноября 2017 года.

Некогда успешный сценарист Ральф (Джон Хёрт) в свои 70 с хвостиком живет на солнечной вилле в Португалии с женой Анной (София Хелин). Талант давно пропал, новый сценарий пишется с трудом. Для мотивации Ральф слушает старые записи с присуждением ему наград в духе And the award for best screenplay goes to…. Но в один грустный день все меняется — врачи сообщают Ральфу, что он смертельно болен.

Перед смертью, как говорится, не надышишься, поэтому герой решает подготовить к скорому уходу своих близких. Нужно с чем-то оставить молодую жену и наладить отношения с сыном (Макс Браун), общение с которым прекратилось несколько лет назад. И тут как назло начинает приходить человек в белом костюме (то ли ангел, то ли сама смерть в исполнении Чарльза Дэнса) и по-философски спорить с Ральфом о смертности человека. Во всем этом балагане герою предстоит разобраться и сделать все, чтобы умереть с хоть каким-то подобием достоинства.

Свое название лента берет из знаменитого стихотворения Дилана Томаса «Не уходи безропотно во тьму», которое, к слову, можно было услышать в «Интерстелларе» Кристофера Нолана (правда, в другом переводе). Это произведение — призыв бороться, не сдаваться и изо всех сил сопротивляться времени и старости, тому, над чем человек не властен. Центральный мотив смертности человека объединяет картину со стихотворением Томаса, но отличает их интонация — Ральф не борется и спокойно принимает свою судьбу. Здесь фильм мог сосредоточиться на рассуждениях о творческом наследии человека или создать для умирающего героя конфликт, что для него важнее: семья или работа. Вместо этого картина уходит на вечную тему отцов и детей и ведет к безусловно трогательному, но довольно банальному финалу с идеей «помните, дети и внуки — вот, что важно».

Фильм поставлен по пьесе и его театральность (в плохом для кино смысле этого слова) сразу же бросается в глаза. Практически весь хронометраж за исключением нескольких сцен зритель чувствует себя взаперти на вилле, на которой пять хороших актеров просто читают своей текст. Минимум движения внутри кадра, никакой мизансцены — чтобы не дать зрителю заскучать во время диалога персонажей за обеденным столом в дело включается монтажер, который меняет ракурс каждые три секунды. Техническая сторона фильма с наивным звуковым сопровождением, которое знает два настроения — весело/грустно, и стандартной операторской работой лишний раз подтверждает, что ленте самое место на каком-нибудь BBC, а не в кинотеатре.

Когда в конце фильма появляется титр с надписью «Посвящается жизни и работе Джона Хёрта», с грустью понимаешь, зачем умирающий (смертельный диагноз Хёрту был поставлен в 2015 году) актер подписался на эту роль. Кажется, Хёрт считал символичным в последний раз сыграть в кино близкую для него роль. В этом есть печальная ирония,
потому что именно умирающий Хёрт вдохнул в ленту хоть какую-то жизнь. И это действительно грустно — последний фильм в карьере великого актера запомнят не за художественные особенности, а собственно за то, что это «тот самый фильм с прощальной ролью Джона Хёрта».