«Тетраграмматон»: Post Modern Talking

Мария Ремига,
При всей антихайп-позиции Козинского, который планирует «последовательно и беспощадно выносить публике мозг», «Тетраграмматон» — скорее небольшая граната, чем бомба. Для российского проката это смело и вау, в более широком смысле — просто забавно и любопытно (особенно мило, что каждый персонаж в конце эпизода тщательно разжевывается).

Тетраграмматон
Режиссер: Клим Козинский
Дата премьеры в РФ: 9 ноября

После долгих прогулок по темной пустыне немецкий философ Мартин Хайдеггер спускается в дантовский Ад. Адепт «идеального» языка, один из столпов аналитической философии Людвиг Витгенштейн пытается дотянуться длинной страшной кочергой до неопозитивиста Бертрана Рассела. Иммануил Кант оказывается заперт в нуар-фильме, Фридрих Ницше попадает в ромком, а теолог Фридрих Шлейермахер палит из пушки. В качестве саундтрека — электроника и рэп. Нет, это не кислотная вечеринка по случаю удачной сдачи экзамена по философии, это фильм театрального режиссера Клима Козинского из «Электротеатра Станиславский».

Слово «тетраграмматон» зрителям может быть знакомо по фильму «Эквилибриум» — именно так в картине Курта Уиммера называлась правящая организация в государстве будущего Либрии. Еще это слово можно найти в названии рассказа Пелевина и в каббале (обозначение непроизносимого имя Бога). Впечатляющее количество отсылок в одном только названии, по идее, должно отфильтровать публику по принципу «свой/чужой», а вводные — философия, рэп, метод cut up — оставить в зале только самых стойких.

Но не так страшен черт, да и вообще не страшен, потому что «Тетраграмматон» по духу, стилю и количество пояснительных записок больше тяготеет к самопальному комиксу про супергероев, чем к серьезной попытке ввести в определенный культурный контекст без регистрации и смс. Да и название было выбрано скорее из-за звучания, чем во имя насыщения фильма дополнительными смыслами.

Философы, писатели и даже режиссеры (предсказуемо Линч и Тарантино) в формате скетча баттлят по фактам выясняют отношения, едут в машине под глуповатую синтезаторную музыку, влюбляются и даже летают в космос. Фильм все время мутирует из комедии в триллер, из триллера в хоррор, есть даже вестерн (предсказуемо с участием Тарантино). Первые два эпизода с Хайдеггером и кочергой Витгенштейна — гомерически смешные, дальше градус идет на понижение и под конец от этого безумного микса великого мультика про щелезубов и сериала «Поллитровая мышь» начинаешь немного уставать. И дело не в плотности неймдроппинга, с которой может сравниться разве что песня группы Ленина Пакет Dead Catz, а в том, что даже с учетом всех радостей непростых мелодий здесь всего лишь один визуальный прием на все истории. Благо, фильм длится всего час, и по-настоящему надоесть вся эта вакханалия попросту не успевает.

При всей антихайп-позиции Козинского, который планирует «последовательно и беспощадно выносить публике мозг», «Тетраграмматон» — скорее небольшая граната, чем бомба. Для российского проката это смело и вау, в более широком смысле — просто забавно и любопытно (особенно мило, что каждый персонаж в конце эпизода тщательно разжевывается). Есть подозрение, что эта вещь в себе на самом деле не прочь прикинуться поп-продуктом и обаять публику — в параллельной Вселенной, где гуманитарные предметы больше похожи на панк-рок, этот фильм вполне мог бы стать настоящим хитом.