Little skinny girl she’s doing it for the first time

Мария Ремига,

Amfest days are over. В этом году на фестивале было много интересных дебютов, а также фильмов о молодых и для молодых. И это очень здорово.

Впечатлившись программой, мы вспомнили несколько небанальных картин о подростках, которые уместно бы смотрелись в расписании какого-нибудь маленького симпатичного кинофестиваля.


The Teenage Apocalypse Trilogy / Трилогия Подросткового Апокалипсиса, 1993-1997
dir. Gregg Araki

Культовая трилогия от короля New Queer Cinema Грегга Араки. В нее входят три фильма: Totally Fucked Up (название в переводе не нуждается), The Doom Generation («Поколение игры «Doom») и Nowhere («Нигде»). Каждая картина посвящена отдельной истории подростков, чья жизнь полна приключений — веселых и не очень. Грегг делает сильный акцент на разборки ребят с собственной сексуальной ориентацией, но даже и без этого его фильмы с трудом вписываются в какие-либо рамки. Помимо стандартного для таких лент набора «секс, наркотики рок-н-ролл, родители задолбали, мир может катиться к черту», здесь можно найти дикие убийства, увлекательные путешествия вглубь человеческого сознания и даже инопланетян.


Fish Tank / Аквариум, 2009
dir. Andrea Arnold

Мощно сделанная, но немного затянутая драма взросления, снятая в холодных тонах. Сюжет, в общем, типовой: девочка с рабочих окраин не ладит с семьей, собой и окружающим миром, пьет, танцует, а потом внезапно влюбляется в бойфренда мамы. Удивительных деталей тут несколько: связь между взрослым дяденькой и 15-летней девочкой возникает не от наивного восхищения зрелым мужчиной (которого, на минуточку, играет Майкл Фассбендер), а от того, что он на нее чем-то похож: такой же неприкаянный, неустроенный и, в сущности, очень одинокий. Кроме того, девочка после предсказуемого провала в отношениях не катится по наклонной, как это обычно бывает, а посылает всех к черту и уезжает в Уэльс. Что еще интересно, в фильме жизнь рабочих окраин показана не в однозначно темном свете: да, люди друг на друга орут, плеер могут спереть, зато можно на речку сходить, пива выпить, музыку послушать. Обычно режиссеры рисуют условные спальные районы в куда более мрачных тонах.


Jennifer's Body / Тело Дженнифер, 2009
dir. Karyn Kusama

Остроумный тин-хоррор с мощным феминистическим подтекстом, второй полнометражный фильм по сценарию Диабло Коди. Несмотря на довольно холодную прессу и не самые выдающиеся сборы, картина стоит внимания, так как предлагает весьма любопытный взгляд на процесс полового созревания. Во-первых, в ленте несколько изменен базовый расклад слэшера: глупая красотка с сиськами не жертва, а убийца. Во-вторых, пресловутый пубертратный период в целом представлен как бесконечное горение в Аду вместе с глупыми прическами, громкой музыкой и сомнительной школьной дружбой. К фильму можно относиться как угодно, ненавидеть и даже презирать, но все-таки есть в нем нечто подлинное.


Feuchtgebiete / Запретная территория, 2013
dir. David Wnendt

Экранизация одноименного романа писательницы Шарлотт Роше, один из самых странных и уж точно самый «физиологичный» фильм о трудностях взросления. Строго говоря, главной героине фильма Хелен уже исполнилось 18, но на ее поведении этот факт никак не отражается: она беспечна, активно интересуется сексом, пренебрегает гигиеной. Последней детали уделено особое внимание — для девушки подобные отношения с санитарными нормами является некой формой протеста против матери, одержимой чистотой. Вообще, пересказывать сюжет фильма смысла нет, лучше увидеть своими глазами. В отличие от многих лент подобного толка, секс здесь подан в несколько болезненном ключе: здесь много сцен на грани фола и «грязных» подробностей интимного толка, так что слабонервным лучше сделать вид, что такого фильма в мире не существует. Всем остальным посмотреть стоит: помимо прочего, это живое, смешное и даже трогательное кино.


The Diary of a Teenage Girl / Дневник девочки-подростка, 2015
dir. Marielle Heller

Экранизация одноименного графического романа с усатым Александром Скарсгардом, красиво накрашенной Кристен Уиг и чудной молодой британкой Бел Паули (запомните это имя). Сюжет немного напоминает вышеупомянутый Fish Tank: девочка-подросток немножко не в ладах с миром, занимается творчеством, ведет откровенный аудио-дневник (т.е. наговаривает на кассету разные мысли), а потом влюбляется в бойфренда мамы. Дальше все как обычно: первый секс, первые наркотики, первое все. Картина удачно расцвечена анимационными вставками, все актеры бесподобно играют, много смешных сцен и звонких диалогов. Но главное не это: весь фильм героиня упорно идет ко дну, становлясь заложницей не столько животных инстинктов, сколько безумной жажды любви. И в финале она приходит не к привычному «вырастешь, успокоишься, и кто-нибудь тебя полюбит», а к более разумной мысли о том, что для счастья необязательно все время состоять в отношениях, быть с кем-то, зависеть от кого-то. Есть и другие пути к гармонии с собой и миром — творчество, например.