«Человек – швейцарский нож»: Любовь и Дружба

Мария Ремига,

Swiss Army Man / Человек – швейцарский нож
Режиссер: Дэн Кван, Дэниэл Шайнерт
В главных ролях: Пол Дано, Дэниэл Рэдклифф, Мэри Элизабет Уинстэд
Дата премьеры: 30 июня

Хэнк Томпсон разбит тоской до такой степени, что у него не получается даже нормально повеситься. Его можно понять: парень провел бесконечное количество часов на необитаемом острове, и надежды на спасение нет от слова совсем. Однако в тот самый момент, когда он решительно готов оттолкнуться и трагически повиснуть на петле, волна выносит на берег тело приятного синего цвета. Хэнк с радостью подается вперед, напрочь забыв, что он, вообще-то, вешается, начинает задыхаться, однако веревка с издевательским треском рвется, и он падает на песок, после чего бежит знакомиться с обитателем острова. Позже выяснится, что потенциального друга по несчастью зовут Мэнни, и он вроде как мертв, но при этом умеет говорить и обладает сверх-способностями.

Ничто не сближает людей так, как идиотские шутки: клипмейкеры Дэн Кван и Дэниэл Шайнерт явно сошлись на почве полного отсутствия тормозов в области юмора, поскольку для того, чтобы придумать фильм, представляющий собой точную экранизацию выражения «летать на жопной тяге», нужно совсем не видеть берегов. Не видят берегов и главные герои, которые мотаются по двум маршрутам сразу: внешнему и внутреннему. Формально Хэнк и Мэнни пытаются выжить и добраться до цивилизации, по сути — понять, что им с этой самой цивилизацией делать, и есть ли там вообще место для таких, как они. Как ни странно, больше всего удивляет и бесит (как вариант — радует) в картине не вытащенная наружу физиология и смешивание высоких материй в буквальном смысле с дерьмом, а то, насколько это, на самом деле, простой и незатейливый фильм.

Да, он классно придуман: как будто фильм условного Гондри почему-то снял условный Квентин Дюпье. Это очень, очень, очень раскованная и смешная лента, особенно для тех, кто считает, что смеяться можно если не над всем, то почти всем. Самое забавное, что по сути это и вовсе ромком: элементы всех остальных жанров (роад-муви, почти-что-хоррор) к финалу начисто вытесняет нежная элегия, воспевающая крепкую мужскую дружбу с легким ненавязчивым флером шизофрении. Сыграно тоже блестяще — Пол Дано, как известно, лучший человек в мире, а Рэдклиффа, кажется, судьба сама за ручку привела к роли трупа, дав актеру возможность доказать, что его анемичная мимика — это так задумано.

И все же, и все же, и все же. Несмотря на риск отсмеять себе голову уже на первых сценах и расплакаться к концу, ничего принципиально нового к картине мира этот фильм, увы, не добавляет. То, что хотят донести режиссеры — не надо стесняться себя, все мы едины, жизнь прекрасна, смерть неизбежна — кажется, и так всем известно. С другой стороны, во-первых, мы постоянно об этих банальностях забываем, во-вторых, за пределами этого набора ничего важного практически и нет.

Мария Ремига