Let's Do It A Dada

Мария Ремига,

4 сентября родился Ян Шванкмайер.

Великий сюрреалист и мастер дел кукольных особенно хорош в малой форме. Короткометражки, собственно, составляют основную массу его фильмографии, поэтому имеет смысл посмотреть их все.

Ну или почти все.


Poslední trik pana Schwarcewalldea a pana Edgara / Последний фокус господина Шварцевальде и господина Эдгара, 1964

Дебют Шванкмайера в кинематографе, образцовый театр жестокости.


Johann Sebastian Bach: Fantasia G-moll / И.С. Бах: Фантазия соль-минор, 1965

Одна из самых красивых работ Шванкмайера, наталкивающая на мысль, что он идеально бы смог экранизировать «Петербургские повести» Гоголя.


Spiel mit Steinen / Игра с камнями, 1965

Шванкмайер передает привет Жилю Делезу.


Rakvickarna / Гробовая мастерская, 1966

Две куклы дерутся насмерть за морскую свинку.


Et Cetera / И т.д., 1966

Кнут, крылья и дом как способы познания мира.


Historia Naturae, Suita / Естественная история (сюита), 1967

Восемь мини-пьесок про животных под параноидальную музыку.


Zahrada / Сад, 1968

Первый неанимационный фильм Шванкмайера, практически целиком построенный на классических приемах сюрреализма, в котором Ян, как известно, чувствует себя как рыба в воде.


Picknick mit Weismann / Пикник с Вайсманном, 1968

Шванкмайер экранизирует тайную жизнь разных предметов всем фанатам «Слов и вещей» Фуко на радость.


Byt / Квартира, 1968

Человек вступает в жестокое сражение с собственной квартирой.


Tichý týden v dome / Спокойная неделя в доме, 1969

Peeping Tom от сюрреализма.


Kostnice / Костница, 1970

В 1870 году князь Шварценберг приказал построить в церкви в Седлеце здание из человеческих костей. 10 лет его жены и его резчик работали над странноватой конструкцией. В 1969 году Шванкмайер получил заказ на создание кино-памятника этой крепости смерти и, надо сказать, использовал эту возможность по-полной.


Zvahlav aneb Saticky Slameného Huberta / Бармаглот, или Одежда соломенного Губерта, 1973

Умри все живое: Шванкмайер и «Джабервоки».


Leonarduv denik / Дневник Леонардо, 1973

Шванкмайер встречает Леонардо да Винчи.


Otrantský zámek / Замок Отранто, 1977

Шванкмайер экранизирует Уолпола.


Zánik domu Usheru / Падение дома Ашеров, 1980

Одна из лучших экранизаций самого известного рассказа из сборника Эдгара По «Гротески и арабески».


Moznosti dialogu / Возможности диалога, 1982

Трехчастный мультфильм о разнообразии форм коммуникации.


Kyvadlo, jáma a nadeje / Маятник, колодец и надежда, 1983

Очень жуткая экранизация одноименного рассказа Эдгара По.


Do pivnice / Вниз в погребок, 1983

Маленькая девочка спускается в винный погреб за картошкой, а находит свои страхи. Обычная жизненная ситуация, в общем, непонятно только одно: почему в винном погребе хранится картошка, а не вино.


Muzné hry / Мужские игры, 1988

Шванкмайер объясняет, что не всякий футбол одинаково полезен.


Animated Self-Portraits / Анимированные автопортреты, 1989

Диковатый анимационный альманах, составленный Дэвидом Эрлихом, где всякие интересные люди в диапазоне от Яна Шванкмайера до Осаму Тэдзуки (Astro Boy) подсвечивают разные грани своего эго.


Flora / Флора, 1989

Деконструкция фруктов и овощей.


Meat Love / Мясная любовь, 1989

Каждый хочет любить — и солдат, и моряк, и два куска мяса.


Tma/Svetlo/Tma / Тьма/Свет/Тьма, 1989

Буквальная визуализация распространенного призыва «Соберись!».


Konec stalinismu v Cechách / Смерть сталинизма в Богемии, 1990

Краткий курс истории Чехии под соусом из ненависти к Сталину.


Jídlo / Еда, 1992

Завтрак, Обед и Ужин встречают тленность бытия.


Бонус:

Клип на песню Хью Корнвэлла: