«Окно в Европу»: Вот будет лето — поедем на дачу

Мария Ремига,

Фестиваль «Окно в Европу» в Выборге продолжается, и продолжается он прямо как надо: на один плохой фильм пока что приходится один хороший, торжество гармонии. Кроме того, вчера видела довольно крупного голубя.

Еще здесь неподалеку от кинотеатра «Выборг-Палас» (имелся в виду дворец, наверное) есть что-то типа Аллеи Славы, где в благородный гранит впечатаны разные великие русские: Балабанов, Герман, Сокуров, Татьяна Самойлова и другие обычные подозреваемые. Ну и Жерар Депардье, да. К тем, кто получил звездочку прижизненно, прилагается трогательный отпечаток ладоней.

Что до кино, то оно очень разное, и это прекрасно. Например, «Хороший мальчик» Оксаны Карас. Главный герой — хороший мальчик Коля Смирнов, который думает, что все понимает, но, разумеется, не понимает ни черта, как, собственно, и все остальные мальчишки и девчонки, а также их родители. Его природное везение (пацан всегда угадывает, орел или решка) компенсируется зашкаливающим количеством нелепых событий на единицу жизни. Одна семья чего стоит: папа, бывший спортсмен, фармацевт-самоучка (одна из лучших ролей Хабенского), мать-невротичка с несколько театральными манерами и брат с синдромом непонятого качка.

Вне семьи с интересными личностями тоже полный порядок: директор (Михаил Ефремов) любит ненароком промотать всю квартиру в казино; потенциальная пассия Коли Ксюша, мало того, что дочь директора, так еще и гуляет с местным хулиганом; учительница английского на дополнительных занятиях случайно включает Коле фильм «9 1/2 недель», а учитель информатики (Александр Паль) — вообще хипстер.

Один из главных людей в этом проекте, сценарист Михаил Местецкий, автор замечательного «Тряпичного союза» и гомерически смешной короткометражки «Ноги – атавизм», кажется, постепенно превращается в главную надежду местного мейнстрима приобрести человеческое лицо. Несмотря на тнтшный постер с хештегами, глуповатую анимацию (ее, впрочем, немного) и несколько нарочитое желание любой ценой свести историю к хэппи-енду, «Хороший мальчик» – искрящееся, безумно веселое кино с неглупыми отсылками (например, на школьной барабанной установке тут написано "whiplash") и галереей дивных персонажей, сыгранных с редким упоением. Причем всех по итогам вчистую убирает самый тихий герой, учитель информатики, выходя под финал с незабываемым танцевальным номером под дурацкую песню, о котором, впрочем, ни слова, чтобы не портить удовольствие. Вообще, редкое счастье видеть, как молодой талантливый актер с блеском вырывается из привычного амплуа. Александр Владимирович, давайте почаще вот так.

Впрочем, об этом фильме мы еще поговорим в формате развернутой рецензии, а пока перейдем на темную сторону силы. Под вечер пришлось смотреть как-бы-хоррор «Дачники» Алексея Вартанова (психолог в «Кратком курсе счастливой жизни» Германики и до кучи один из режиссеров «Дубровского»), где много трахаются, убивают, потом опять трахаются и снова убивают. Ну что сказать, ну что сказать, устроены так люди.

Поскольку это немножко жанр «снято на мобилку, но так надо» все претензии по поводу картинки, способной довести эпилептика до самоубийства, вынесем за скобки и поговорим о простых радостях: хлебе и зрелищах. По сюжету парень спасает девушку от насильника, они селятся на даче, любят друг друга по-всякому, а потом появляется какой-то хрен и портит всю малину. Сначала он ведет себя смирно, поскольку связан и в наморднике; его заставляют есть из миски как собаку и много пинают. Потом у девушки просыпаются к пленнику нежные чувства, он получает свободу и давай резвиться: ведет себя как эталонное быдло, всех избивает, насилует, — в общем, ни в чем себе не отказывает. Заканчивается все дождем из свинца и игрой в «Антихриста» в живописном лесу.

На уровне идеи это кино, наверное, небезнадежно: в наш век, когда избитые истории то и дело перемалываются в постмодернисткую муку, хорошие фильмы и не из такого сора вырастают. Но тут балом правят скука и праздник неловкой склейки – сонное копошение героев чередуется со сценами насилия, довольно мощными, но заметить что-то по-настоящему интересное нет шансов, поскольку уснул еще на предыдущей сцене. А стоит очнуться, сразу хочется обратно в сон, поскольку пока спал, на экране не изменилось вообще ничего. У меня на шее кровь, ты мне воду приготовь.

Мария Ремига