«Звездные войны: Скайуокер. Восход»: Как говорил мой дед

Владислав Шуравин ,

Звездные войны: Скайуокер. Восход / Star Wars: Episode IX - The Rise of Skywalker
Режиссер: Джей Джей Абрамс
В главных ролях: Дэйзи Ридли, Адам Драйвер, Кэрри Фишер, Марк Хэмилл
Дата премьеры в РФ: 19 декабря

Темная сторона Силы не дремлет, а Первый Орден становится все сильнее и непобедимее (хотя сага научила нас, что последнего слова не существует). Чтобы добраться до Кайло Рена, Рей вместе с По, Финном, Чуи и раздражающими дроидами (C-3PO в этой части умудрился побить рекорд невыносимости Джа Джа Бинкса) отправляется на поиски артефакта, который подскажет им путь.

Седьмой и восьмой эпизоды саги в синтезе представляли из себя довольно любопытный вариант развития культовой вселенной. В первом случае — ностальгия, попытка связать хронологически далекие истории и уже на фундаменте прошлого построить нечто совершенно новое. Во втором — ревизия старых канонов и смена правил игры, после которой даже такие понятия, как «джедайство» или «сила», стали восприниматься в совершенно другом ключе. Но так как переосмысление Райана Джонсона понравилось далеко не всем фанатам, а слишком дорогие амбиции другого возможного режиссера Колина Треворроу — не всем продюсерам, у руля очередного (и последнего) фильма из саги Скайуокеров снова встал отличник киноиндустрии Джей Джей Абрамс.

Будучи довольно ностальгирующим автором («Стартреки», корнями уходящие вглубь старой гик-культуры, или «Супер 8», постоянно отсылающий к классике 80-х, — тому примеры), в новой части Абрамс снова повторяет трюк, проделанный в седьмом эпизоде. Кроме Леи и миллиарда призраков старых героев, которые иногда появляются на пару секунд, фан-сервис пополнился потолстевшим Ландо и вечно злодействующим Палпатином. Даже сюжетные ходы со сменой сторон и неожиданно нарисовавшимися родственниками дублируют, а подчас и цитируют сценарные решения из двух оригинальных трилогий. Для Абрамса вопрос связи с обожествленным каноном до сих пор стоит остро: даже герои, которые находятся в центре его истории, вечно обеспокоены тем, что недостойны родителей или, напротив, слепо повторяют их путь.

star-wars-rise-skywalker-rev1
Empire

И хотя благодаря этой трактовке повторно смотреть на судорожное ностальгирование («Ого, снова маска Вейдера!», «Смотрите, это же эвоки!», а также неловкое представление старого Ландо, когда герои на всякий случай озвучивают, что этот странный дедок — культовый персонаж саги) гораздо проще, на второй половине перестают выручать даже абрамсовские member berries.

Во-первых, потому что, в отличие от седьмого эпизода, новая часть выходит не после многолетнего перерыва, и кивнуть в сторону любой мало-мальски знакомой железяки, чтобы зритель был в восторге, уже недостаточно. Во-вторых, потому что ностальгические элементы здесь слишком нарочитые и в контексте закулисья довольно циничные. Как минимум прощание с компьютерной Кэрри Фишер, учитывая смерть актрисы еще до съемок нового эпизода, можно было бы не делать частью глупейшего сюжетного поворота.

the-rise-of-skywalker-ew-teaser-05_a93c5637-1
Filmmaker Magazine

Хотя на такие странные твисты и поступки богат весь девятый эпизод. С одной стороны, концептуально это оправдано. Пичкая сюжет грубыми ретконами, которые порой противоречат даже фундаментальным утверждениям прошлой части (теперь Сила снова не для смертных — можете выдохнуть), Абрамс не только возвращает лояльность фанатов к франшизе. Он также вторит принципам настоящей космооперы, где один твист может дискредитировать другой, а наивные и сюрреалистичные сюжетные повороты скорее воспринимаются как данность. «Звездные войны» действительно очень автореферентное и закольцованное явление, однако даже в случае подражанию такому странному механизму Абрамс перегибает.

В каждом решении виден сухой продюсерский расчет. Ради вечно недовольных фанатов. Ради мерчендайза. Ради более-менее терпимого завершения истории, чтобы следующие проекты не попадали под остракизм. Все самое плохое, что было в двух предыдущих эпизодах, ярче всего проявляется в завершении саги (кроме экшена, разумеется — он тут по-прежнему впечатляющий, но могло ли быть иначе?). И когда глобальная история — ко всеобщей радости — закончена, а урок не придумывать трилогию на ходу и доверять все одному автору с целостным видением едва ли будет кем-то усвоен, единственный вопрос, который возникает, — а что глобально нового сделал Disney?