Мне моя «Душа» на исходе дня: Pixar против фатализма

Денис Еремеев,

Soul / Душа
Режиссер: Пит Доктер, Кемп Пауэрс
В главных ролях: Джейми Фокс, Тина Фей, Грэм Нортон, Рэйчел Хаус
Дата премьеры в РФ: 21 января

25 лет назад было трудно поверить, что компьютерная анимация может иметь душу, однако революционной «Истории игрушек» удалось доказать обратное. Впрочем, с тех пор нам все равно пришлось пережить большое количество компьютерного мусора, созданного для семейной и детсткой аудиторий, не слишком искушенной классической рисовкой (или техникой stop motion), славные дни которой давно позади.

Pixar была и остается почти безукоризненной анимационной студией с монополией на одухотворенность 3D-моделек. И соревнуется она только со своими «родителями», компанией Disney. Мы периодически ловим себя на мысли — а должно ли так быть? И как минимум раз в пятилетку студия изящно доказывает, что только она, кажется, и понимает, как работать с анимацией на уровне «взрослого» или универсального кино, а не производить «мультики для детей». Даже рисованная и кропотливая волчья выделка от ирландцев («Легенда о волках») меркнет рядом с «Душой», чья мудрость способна продлевать жизнь.

В центре сюжета — учитель музыки Джо Гарднер, помешанный на джазе. Несмотря на то, что его съедает обыденность преподавания, он еще питает надежды когда-нибудь взойти на сцену клуба или бара со своей клавишной партией. Когда Джо наконец-то получает возможность осуществить свою мечту, судьба решает злобно подшутить над ним: музыкант слишком спешит на выступление и проваливается в водосточный люк. С летальным исходом.

А дальше, в лучших традициях метафизики анимации Дона Херцфельда, душа Джо, спускаясь по лестнице чистилища, отказывается от загробной жизни (great beyond) и сбегает в предсуществование (great before). Желая вернуться в свое бренное тело, сущность музыканта встречает пессимистичную душу под номером 22, которая задолго до своего официального рождения на Земле начинает сомневаться в целесообразности жизни в целом.

Сюжет намекает, что это, возможно, самый сложный анимационный фильм для категории 6+, однако «Душа» избегает любой зауми, оставаясь гипнотически завораживающей — как по сторителлингу, так и в плане визуальных эффектов. Для взрослого сознательного человека картина даже в определенном смысле радикальна. Однако стоит держать в уме, что анимация никогда не была упрощенной формой кино для детей, а открывала безграничные возможности для фантазии, которой тесно в рамках игровых фильмов. И дабы выбраться из этого стереотипа, нужно подчинить его себе, — не зря в «Душе» нет дихотомии сложной филосфии с «прилизанной» картинкой, а лишь эклектика стилей (действие на Земле/внетелесная метафизика) и жанров (драмы и комедии).

soul-1200
Disney Studios

Что до радикальности, то она — в мелочах. Главный конфликт фильма — в несовпадении природного таланта с порывом, извините, души. И, кажется, у главного героя нет с этим проблем: он виртуоз и все, что он хочет от жизни, — чтобы его игра была востребована. Душа 22 убеждена в том, что для полноценного рождения у нее не хватает последнего элемента, так называемой «искры», некого комплекса прирожденных навыков, которые определяют дальнейшее существование. Остальные второстепенные персонажи (из материального мира) в основном занимаются тем, что у них отлично получается (а не тем, что действительно хочется).

Фокус в том, что «Душа» развенчивает сам миф о врожденном таланте и предназначении (божественном предопределении), таким образом вступая на защиту тех, кто себя так и не нашел. Вера в романтическую фикцию, в талант, конечно, отвлекает героев от главного — от самой жизни. И она не только в мелочах, она в смелом признании самому себе, что никакой предначертанной судьбы, пока душа томится в бренном теле, не существует. Возможно, как и концепции души. И это принять еще труднее.

Конечно, обманывать зрителя — в каком-то смысле миссия кино, но изящно это может делать только очень талантливое кино. Сама концепция рождения и перерождения душ — чистый эскапизм, придуманный и прописанный в религиозных текстах. Но если посмотреть на фильм с прагматичной точки зрения, то окажется, что душа — ничто иное как наше эго. А так как талант и даже смысл жизни — это скорее эгоистичные концепции, «Душа» просит хоть на время от них отказаться и почувствовать, как дышится без них.