Фильм для никого: «Торговец сном»


Недалекое будущее. Весь мир фактически подмяла под себя Америка, большинство жителей планеты контролирует глобальная виртуальная сеть, а по небу летают могучие дроны и следят за порядком. Молодой мексиканец Мемо Крус (Луис Фернандо Пенья) мечтает сбежать из родной деревушки в поисках лучшей доли. Парня можно понять: границы между США и Мексикой закрыты, а местные жители должны платить международной компании за воду из местной реки. Новые технологии позволяют нанимать мексиканцев на низкооплачиваемую работу удаленно, поэтому пропускать людей на территорию страны не имеет смысла.

Мемо же, однако, не собирается с этим мириться. Наломав немало дров с электронными махинациями на родных просторах, он сбегает из Мексики и устраивается «торговцем сном», в чьи обязанности входит управление рабочими роботами разных сортов и профессий. Привыкнуть к новой жизни ему помогает молодая «журналистка» Лус Мартинес (Леонор Варела, красивая артистка из второго «Блэйда»), которая зарабатывает на хлеб эмоциональным стриптизом: на специальном ресурсе а-ля tumblr выкладывает свои воспоминания за звонкую монету. Рассказы о Мемо неожиданно начинают пользоваться популярностью, что заставляет Лус все больше и больше вникать в проблемы непутевого беженца.

На создание «Торговца сном» режиссера Алекса Риверу вдохновила статья в Wired о том, что мир становится «глобальной деревней», однако в то же время США строит специальную стену вдоль границы с Мексикой, дабы сдержать наплыв иммигрантов. Поскольку Алекс — мексиканец (родился он, правда, в Нью-Йорке), тема не могла не зацепить его, а впоследствии к этому прибавился цифровой аспект. В данном случае режиссер выступает с позиции Кайла Брофловски: он считает, что высокие технологии не объединяют людей, а наоборот отталкивают друг от друга. Говоря об идее «Торговца сном», Ривера объясняет, что «для развитой страны проблема в том, что приезжающий на заработки рабочий обладает телом». Людей нужно кормить, о них нужно заботиться, но если оставить их физическую оболочку за стенкой, то можно выкачивать из них рабочую силу, не отвлекаясь на такие мелочи, как медицинская страховка.

Так и получился этот компактный и красивый фильм с деликатной любовной историей и внятным социально-философским подтекстом. Снятый за смешные для фантастического кино 2,5 миллиона, он с треском провалился в прокате, зато взял несколько престижных наград и занял завидную в чем-то нишу потерянного сокровища. Главная проблема сай-фая нулевых — технологии опережают фантазию — решена здесь в традиционном ключе: минимум спецэффектов, максимум идей. Отчасти это вызвано скромным бюджетом, но в любом случае результат заслуживает внимания: Ривера уверенно держит ритм, здорово продумывает детали (один tumblr будущего чего стоит) и умеет работать с актерами, добиваясь от них поразительно естественной игры. Конечно, это немножко «Матрица» для скромных, немножко обесточенный «Район №9», никакого, в сущности, прорыва в стратосферу здесь не происходит, но какой-то труднообъяснимый, убаюкивающий шарм у картины определенно есть.

Мария Ремига


comments powered by Disqus