«Молчание»: Losing My Religion


Молчание / Silence
Режиссер: Мартин Скорсезе
В главных ролях: Эндрю Гарфилд, Адам Драйвер, Лиам Нисон, Таданобу Асано, Иссэй Огата, Синья Цукамото, Ёси Оида, Ёскэ Кубодзука
Дата премьеры в РФ: 26 января 2017

XVII век, два священника-иезуита, падре Гарупе (Драйвер) и падре Родригес (Гарфилд), узнают, что их наставника — падре Феррейру (Нисон), уехавшего в Японию в качестве миссионера — принудили отречься от своей веры вследствие начала гонений на христиан. Церковь отвернулась от Феррейры, но Гарупе и Родригес не могли поверить услышанному и отправились в опасное путешествие в Страну восходящего солнца, чтобы узнать правду о своем наставнике и продолжить проповедовать евангелие оставшимся христианам.

В юности Мартин Скорсезе разрывался между двумя жизненными путями: бросить все и стать священником или уйти с головой в режиссуру. Удивительным образом у него получилось совместить оба призвания, ведь хороший режиссёр – тот же проповедник, только в гораздо более крупных масштабах. Духовные поиски Марти отчетливо прослеживаются в каждом его фильме, в каких-то более ярко («Последнее искушение Христа», «Кундун»), в каких-то менее («Таксист», «Злые улицы»). В 1988 году, когда Скорсезе только закончил свой фильм «Последнее искушение Христа», после закрытого сеанса архиепископ Пол Мур подарил ему книгу «Молчание» Сюсаку Эндо. Через год, когда Марти ехал сниматься у Куросавы (в роли Ван Гога!), в поезде из Токио в Киото он прочитал роман и сразу же решил, что хочет взяться за её экранизацию. Но почти четверть века что-то вставало на пути режиссёра: то проект переносили, то правообладатели подавали в суд, разве что лягушки с неба не падали. Но 28 лет спустя Скорсезе удалось претворить в жизнь свой passion project, и, кажется, лучше него это не смог бы сделать никто.

Предельно ясно, почему Скорсезе привлек данный материал, поскольку в нем ребром ставится терзающий режиссёра вопрос молчания Бога при существующих в мире страданиях. Главный герой падре Родригес, проходя через выпавшие на его долю испытания, снова и снова к нему возвращается. С его точки зрения, он несёт народу Японии вселенскую истину, с точки зрения правительства Японии, Родригес явился в чужой монастырь со своим уставом и подвергает опасности наследие и традиции народа (казалось бы, 300 лет прошло, а ничего не меняется). Христианство, как и буддизм, призвано воспевать любовь и добро, но, сталкиваясь лбами, эти две религии несут смерть. Какой-то сбой в матрице. Не в силах вытерпеть окружающие его страдания главный герой снова и снова взывает к Богу, не получая ответа. И вот, когда градус напряжения в зрительном зале начинает бить тревогу, когда уже невозможно больше находиться в этом молчании, которое все громче и громче отдаёт в голове шумом цикад, приходит удивительный в своей простоте и истине ответ. Пристегните ремни безопасности.

В этом году Эндрю Гарфилд забил последний гвоздь в крышку гроба образа нового Человека-паука, проявив свой драматический потенциал с такой мощью, что даже киноакадемия не устояла (жаль только, что номинировали не за роль падре Родригеса). Не менее хорош и Адам Драйвер, который к своим 33 годам успел поработать с самыми видными режиссерами нашего времени (нет, не слипнется) и даже получить «Кубок Вольпи» в Венеции. Лиам Нисон наконец-то перестал бороться с преступностью и вспомнил, что талант не пропьешь. Абсолютное попадание в образ инквизитора у Иссэя Огаты и один из лучших вторых планов в этом году у Ёскэ Кубодзуки, сыгравшего одного из ключевых персонажей – Китичиро. Лучшего каста и не придумаешь.

Скорсезе с доскональной точностью удалось перенести настроение книги в свой фильм и справиться с моментами, которые казались попросту неэкранизируемыми. Он убедительно разоблачает лицемерие и двойственность религии, отделяя её от искренней чистой веры, в которой нет места для гордости. Ведь человеческая гордость несет разрушение, а не Бог, на которого по привычке потом вешают всю вину. Важно отметить, что тут не обошлось без помощи блистательного оператора Родриго Прието, получившего номинацию на «Оскар» за работу в этой картине. На экране разворачивается завораживающее и головокружительное зрелище, иногда подхватываемое едва слышной мелодией или шумом океана. Мастер в свои 74 года и не думает сдавать позиции, поскольку его страсть к кинематографу, как и вера, с каждым годом становится только сильнее. В этом путешествии каждый страждущий, независимо от вероисповедания и жизненной позиции, найдет что-то для себя.

Катерина Карслиди


comments powered by Disqus