Sight&Sound: Том Уэйтс


В рубрике Play It Again, Sam мы регулярно (на самом деле, не очень) рассказываем вам о том, какую музыку слушают люди из мира кино. Теперь мы делаем обратный ход и пытаемся узнать, что смотрят разные талантливые музыканты. На этот раз на стаканчик виски к нам забежал Том Уэйтс, который, как известно, с миром кино связан очень прочно.

Вот так выглядит топ его любимых фильмов для Criterion Collection:


La strada / Дорога, 1954
dir. Federico Fellini

Том — фанат Феллини, потому в списке аж три фильма итальянского гения. «Дорога» оказала непосредственное влияние на творчество Уэйтса: как отмечает один из биографов музыканта Дэвид Смэй, песня "Just Another Sucker" вполне могла бы стать темой Джульетты Мазины.


Zatôichi / Затоiчи, 2003
dir. Takeshi Kitano

Самая, возможно, доступная широкой аудитории работа великого японского примитивиста. В своей предсказуемости, тем не менее, очень неожиданный выбор — от Уэйтса ожидаешь чего-то более аутентичного.


Putney Swope / Патни Своуп, 1969
dir. Robert Downey Sr.

Блестящая сатира на общество потребления и расовые стереотипы от Роберта Дауни-старшего, которого сейчас, к сожалению, больше знают как отца того-самого-актера.


Вся фильмография Карла Теодора Дрейера

В данном случае с Томом очень хочется согласиться: фильмография мастера настолько прекрасна, что выбрать одну картину было бы преступлением. Впрочем, несколько особо дорогих сердцу лент Уэйтс все же выделил:

Du skal ære din hustru / Уважай свою жену, 1925


Vampyr / Вампир: Сон Алена Грея, 1932


La passion de Jeanne d'Arc / Страсти Жанны д`Арк, 1928


Amarcord / Амаркорд, 1975
dir. Federico Fellini

«Амаркорд» означает «Я вспоминаю», и фильм полон ностальгических настроений, которые, опять же, присущи и творчеству Уэйтса тоже — особенно раннему периоду.


8½, 1963
dir. Federico Fellini

Судя по интервью, Уэйтс вдохновлялся этим фильмом во время записи Rain Dogs.


The Night of the Hunter / Ночь охотника, 1955
dir. Charles Laughton

Первая и последняя режиссерская работа актера Чарльза Лотона, игравшего у Кубрика и Дэвида Лина. Магистральная тема картины — соседство Добра и Зла в человеке — ни раз поднималась и в песнях Уэйтса.


Wise Blood / Мудрая кровь, 1979
dir. John Huston

Экранизация одноименного романа Фланнери О’Коннор о том, как человек вернулся с войны и понял, что Библия лжет. Такой сюжет вполне бы мог украсить какой-нибудь альбом Уэйтса.


Two-Lane Blacktop / Двухполосное шоссе, 1971
dir. Monte Hellman

Дико недооцененный фильм, который впору проводить по ведомству lost treasures. Хеллман начинал карьеру на фабрике у Роджера Кормана, то есть фактически был в обойме «Нового Голливуда», но карьера у него не заладилась. Что углядел в нем Уэйтс, понять несложно: считается, что некоторые фильмы Хеллмана оказали влияние на творчества Джима Джармуша, в частности, на «Мертвеца».


Eraserhead / Голова-ластик, 1977
dir. David Lynch

Фильм, не нуждающийся в представлении. Уэйтс, к слову, в 2011-м году принимал участие в записи благотворительного диска для Фонд Дэвида Линча, пропагандирующего медитацию (да, у Линча даже благотворительность необычная).


Pickup on South Street / Происшествие на Саут-стрит, 1953
dir. Samuel Fuller

Очередное пересечение с Джармушем: Джим тоже очень уважает творчество Фуллера. Интересно, что фильмы Фуллера больше ценили во Франции, чем в Голливуде и здесь нельзя не вспомнить, что музыку Уэйтса когда-то использовал Годар в ленте «Имя Кармен».


Ikiru / Жить, 1952
dir. Akira Kurosawa

Один из лучших фильмов Куросавы, вдохновленный повестью Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича».


Vernon, Florida / Вернон, штат Флорида, 1981
dir. Errol Morris

Калейдоскоп диких историй от чудаковатых жителей штата Вернона, что во Флориде. В принципе, легко представить у Тома альбом с таким названием и подобным содержанием.


In a Lonely Place / В укромном месте, 1950
dir. Nicholas Ray

Николас Рэй, как известно, был близким другом и наставником Джармуша, так что протянуть ниточку к Уэйтсу тут совсем просто. Впрочем, и без этого режиссер вполне вписывается в систему координат Тома — герой того же "In a Lonely Place", сценарист-пьяница с лицом Хамфри Богарта, вполне мог бы стать персонажем пластинки Franks Wild Years.


Heaven Can Wait / Небеса могут подождать, 1943
dir. Ernst Lubitsch

Лирическая комедия Эрнста Любича с лучшей девушкой на свете Джин Тирни (это именно она дурачила всем головы в «Лоре» Отто Премингера). В фильме, кроме прочего, действует дьявол-распорядитель, а к подобным персонажем Уэйтс всегда неровно дышал.


Источник: Criterion Collection


comments powered by Disqus