Шьяма-ла-ла-ленд

Оля Смолина,
Чем же отличается сценарный твист от просто неожиданной концовки? Хороший сценарный твист — это замкнутый круг, который не оставляет никаких сомнений или несостыковок в сюжете.

М. Найт Шьямалан долгое время был в тени, затем неожиданно взлетел на самую вершину голливудского Олимпа, а потом так же стремительно рухнул вниз. Еще будучи студентом Нью-Йоркского университета, Манодж Нелльятту (в будущем М. Найт) влюбился в фильмы Альфреда Хичкока. Эта любовь оказала большое влияние на все его творчество. Не случайно, что именно триллеры стали визитной карточкой индийского режиссера, как и его многочисленные камео в собственных картинах.

Если вы не знакомы с ранним творчеством режиссера, будьте острожны, текст содержит спойлеры.

Своим успехом Шьямалан, как ни странно, во многом обязан «Стюарту Литтлу». Для того, чтобы заработать на съемки масштабного проекта, ему пришлось приложить руку к написанию комедии, которая снискала любовь зрителей и «сгладила» грандиозный провал его первого самостоятельного фильма «Пробуждение». К счастью, через пару лет о нем все забудут — в 1999 году неожиданно выстреливает «Шестое чувство», а Шьямалан получает статус «нового Спилберга» и «гуру хоррора».

Уже через год, находясь на волне успеха, Манодж снимает супергеройского «Неуязвимого», который, впрочем, не смог повторить успех триллера о привидениях.
В основе первых и наиболее успешных проектов Шьямалана лежит так называемый сюжетный твист или «перевертыш», который в определенный момент фильма ставит всё с ног на голову. Структура этого приема достаточно проста. Встретить его можно не только в картинах Шьямалана, но и у других не менее известных режиссеров (Дэвид Финчер, Альфред Хичкок).

Чем же отличается сценарный твист от просто неожиданной концовки? Хороший сценарный твист — это замкнутый круг, который не оставляет никаких сомнений или несостыковок в сюжете. «Перевертыш» полностью меняет восприятие всего фильма, создавая впечатление, что все это время мы смотрели совершенно другое кино.

В своих первых картинах Шьямалан придерживался четкой схемы: каждое событие в ленте воспринимается глазами протагониста + в ленте всегда есть второстепенный персонаж, который, в отличие от главного героя, знает «всю правду». Он активно взаимодействует с протагонистом, но никогда не рассказывает ему все до конца. Почему? Возможно, потому что его никто не спрашивает.

Так, персонаж Сэмюэля Л. Джексона в «Неуязвимом» знает о суперспособностях героя Брюса Уиллиса. Он также прекрасно осведомлен, почему вокруг погибают люди (spoilers alert!). В «Шестом чувстве» Хэйли Джоэл Осмент видит мертвых. Вероятно, он понимает, что его психиатр тоже мертв, в то время как сам персонаж Брюса Уиллиса считает, что у него просто «проблемы с женой». Аналогичного мнения придерживается и зритель, пока ему в конце не «открывают правду». При этом в течение всего фильма Шьямалан дает нам четкие намеки, которые воспринимаются совершенно по-другому или вовсе ускользают от нашего внимания.

Сюжетных поворотов для таких «перевертышей» существует великое множество. Например, случаи, когда главный герой неожиданно оказывается призраком («Шестое чувство), сумасшедшим («Бойцовский клуб»), убийцей, инопланетянином или даже вампиром. Вариантов мест действия тоже очень много (особенно этим грешит Дэвид Линч). В конце картины мы узнаем, что персонаж на самом деле пребывает во сне («Ванильное небо», «Малхолланд Драйв»), виртуальной реальности («13 этаж»), чистилище («Останься») или внутри еще одного фильма («Внутренняя империя»).

Одним из самых редких сюжетных поворотов считается временной сдвиг, который можно увидеть в менее удачной, но еще не провальной ленте Шьямалана «Таинственный лес». В центре сюжета — девушка, живущая в загадочной деревне посреди леса, где царит XIX век. Однажды случается непредвиденное, и героине приходится срочно идти за помощью. Представьте ее удивление, когда действие неожиданно переходит в XXI век, а деревня оказывается общиной сектантов, сбежавших от цивилизации.

Еще один редкий сюжетный поворот — нечестный рассказчик, который обманывает зрителя на протяжении всего фильма. Сюжет при этом воспринимается со стороны второстепенных персонажей, в то время как главный герой и есть главный лжец («Подозрительные лица», «Яма»).

Главным сценарным твистом фильмов «Девушка из воды», «Повелитель стихий» и «После нашей эры», вероятно, стал их грандиозный провал. Причем, больше всего этого не ожидал сам режиссер. К счастью, Шьямалану удалось реабилитироваться благодаря выходу «Визита» и «Сплита». Последний стал настоящим хитом домашнего и мирового проката.

Можно долго дискутировать на тему таланта Шьямалана, однако стоит признать главное — несмотря на многочисленные провалы, режиссёр не отчаивается и продолжает экспериментировать с кино, что не может не вызывать уважения в эпоху, когда все голливудские студии упорно продолжают штамповать «безопасные ремейки».